Факторный анализ прибыли от продаж - один из методов оценки результатов деятельности субъекта

0
0

Факторный анализ прибыли от продаж - один из распространенных способов выделения из всей совокупности факторов, которые оказывают непосредственное влияние на изменения зависимой переменной. Иными словами, производится группировка признаков, влияющих на перемены в результатах работы любой организации. Делается предположение о том, что переменные, по которым осуществляется наблюдение, формируются в виде линейной комбинации конкретных факторов. Некоторые из них носят общий характер для нескольких переменных, а отдельные проявляют себя характерным образом лишь в одном аспекте.

Определение
факторный анализ прибыли от продаж

Факторный анализ прибыли от продаж служит для выполнения задачи восстановления первоначальной факторной структуры на основании прослеживаемой структуры переменных. При этом во внимание принимаются ошибки ковариации, которые неизбежно возникают в процессе наблюдения. Существует такое понятие, как факторная нагрузка, отображающая коэффициент взаимосвязи между общим фактором и определенной переменной. При этом значение такого фактора у каждого отдельного объекта носит название «вес объекта».

Порядок проведения анализа

Факторный анализ прибыли от продаж осуществляется в три этапа:

- подготовка корреляционной матрицы (зачастую вместо нее используется ковариационная матрица);

- основной этап – выделение ортогональных первоначальных векторов;

- осуществление вращения для получения результирующего значения.

факторный анализ оборотных средств

Можно использовать факторный анализ прибыли от продаж для выявления причин и влияния их на результат деятельности субъекта хозяйствования. В данной статье будет рассмотрена методика анализа с применением специальной аддитивной модели. Ее суть лежит в выявлении степени влияния на перемены в прибыли, выраженной в рублях, по выручке от продаж, цене, себестоимости, расходам и прочим факторам, имеющим определенное воздействие на прибыль. Так, факторный анализ валовой прибыли должен осуществляться в несколько этапов:

- определяется влияние такого фактора, как выручка от продаж, и начальным этапом служит расчет влияния инфляционных процессов в экономике (методику такого расчета можно найти в любой специализированной литературе);

- рассматривается влияние следующего фактора – себестоимости реализации или производственной стоимости;

- расчет степени влияния факторов «цена» и «расходы, направленные на управленческую деятельность»;

- последний этап – формирование совокупности факторов, оказывающих влияние на прибыль от продаж.

Аналогичным образом проводится факторный анализ оборотных средств: анализируется их величина, оценивается влияние остальной совокупности факторов и формируется результат.

Методы факторного анализа

факторный анализ валовой прибыли
В учебной литературе данное понятие зачастую встречается в разделе статистического анализа многомерного характера. Факторный анализ объединяет различные методы оценки размерности множества анализируемых переменных с помощью проведенного исследования структуры матриц (ковариационного и корреляционного характера). Итак, существуют следующие методы:

- функциональный (детерминированный);

- корреляционный (стохастический);

- дедуктивный (прямой);

- индуктивный (обратный);

- многоступенчатый и одноступенчатый;

- перспективный и ретроспективный.