Жан-Поль Сартр – лидер атеистического экзистенциализма

0
0

Известный драматург и мыслитель Жан-Поль Сартр был рожден в семье морского инженера Жана Батиста в 1905-ом году в Париже. Его мать, Анн-Мари, была из семьи ученого. Когда мальчику не было и года, погиб его отец, и мать перевезла ребенка жить к своим родителям. Воспитанием Сартра Жан-Поля занялся его дедушка - кальвинист и известный ученый Шарль Швейцер.

Жан Поль Сартр
В семье протестанта было принято решение забрать мальчика из общей школы и организовать ему обучение на дому лучшими учителями того времени.

В 1917-ом году он вместе с матерью переезжает в Ла-Рошель и поступает в лицей Генриха IV. Жизнь писателя круто изменилась после изучения философии в Высшей нормальной школе, именно там, под влиянием известных экзистенциалистов – Хайдеггера и Гуссерля, формируются его философские взгляды. В период обучения Жан-Полем были написаны его первые произведения, публикуемые в местных издательствах.

Первые публикации

В период Второй мировой войны Жан-Поль попал в плен, где провел в концлагере 9 месяцев. Он был деятельным участником Сопротивления и печатал свои труды в подпольных изданиях. Первый трактат «Бытие и ничто» был опубликован в 1943-м году в момент оккупации.

Сартра Жан Поля
Наиболее знаменитым Жан-Поль Сартр стал в послевоенное время. Вместе со своими соратниками – Морисом Мерло-Понти и Симоной де Бовуар - он основывает журнал под названием «Новые времена», где публикуются литературные наброски и отдельные тома философии экзистенциализма.

Способы бытия по Сартру

По итогам десятилетних размышлений Жан-Поля им был написан лирически-исповедальный труд «Бытие и ничто». В каждой из частей афористичного труда рассматриваются способы бытия для другого, в себе и для себя. По мнению Сартра, мир есть структурируемое образование, в котором сознание индивида рассматривается как «ставшее» и делит его на несколько регионов. Способы бытия по Сартру:

  • Бытие в себе рассматривается как само собой разумеющееся, присутствующее в каждом живом сознании и символизирует его самостоятельность.

  • Бытие для себя порождает связь между свободой и ничто, что является отождествлением живого сознания. Ничто выступает как пустота, автономно проектирующая к возможностям. Свобода есть противопоставление случайности и позволяет индивиду самоопределяться в том, что ему уже дано. Также Жан-Поль Сартр вводит термин «неантизация» - окутывание разума и нейтрализация его движения.

  • Бытие для другого описывается через «небытие» и является основным фактором, порождающим акт сознания.

Тошнота как чувство отчуждения

Жан Поль Сартр Тошнота

Одно из самых крупных произведений, которое написал в 1938 году Жан-Поль Сартр, «Тошнота», представлено в форме дневника. Главный герой романа Антуан Рокантен являет собой свободу выбора и обнаруживает враждебность мира во всем, будь то стул, стол, пивная кружка и даже собственная рука.

Антуан рассматривает лишь обыденные вещи, окружающие всех нас, и когда на него снисходит «прозрение», он осознает отчуждение, сопровождаемое чувством тошноты. Собственное тело и окружающие его люди рассматриваются как нечто «другое», а жизнь - как спектакль, в котором каждый играет заранее выученную роль.

Как пишет Жан-Поль Сартр, «Тошнота» затрагивает темы одиночества и абсурдности мира в целом. Его герой находит оправдание существования жизни лишь в искусстве, а именно в мелодии, которую не раз слышит Антуан.

Гуманный экзистенциализм

Экзистенциализм Жана Поля Сартра
Экзистенциализм Жана-Поля Сартра является атеистическим и рассматривает человека как свободу, ссылаясь на утверждение «если Бога нет, значит все позволено» по Достоевскому. По мнению экзистенциалистов, человек изначально никем не является, лишь впоследствии он становится именно тем, кем хочет.

Он есть проект, и до образования этого проекта ничего не существует, пока сам человек не сделает выбор своего бытия. За осуществление этого процесса вся ответственность возлагается на индивида, и не только за себя, но и за выбранных им людей. Субъективность – первый принцип экзистенциализма.

Экзистенциалисты гуманны, так как не рассматривают человека как объект. Субъективность заключается в создании индивидом своего царства из совокупности ценностей, а не материального мира. Потому все чаще нынешние философы говорят об условиях существования индивида, а не о его природе.