Ежедневная православная молитва о прощении грехов. Молитвы о прощении грехов рода

0
0

В православной доктрине, как и вообще в христианском сознании, очень важное место отводится такой практике, как покаяние. Несмотря на устоявшиеся стереотипы, это довольно глубокое понятие, и его значение трудно переоценить. Впрочем, ежедневная законническая религиозная практика и поверхностное отношение православных к собственному богословско-философскому наследию значительно нивелировали изначальную концепцию до уровня маргинального отчета перед Богом в своих проступках. Отсюда можно говорить о двух видах покаяния. Назовем их обиходным и идеальным типами.

молитвы о прощении грехов

Обиходное покаяние

Начнем с этого вида покаяния. Согласно образу мышления, лежащего в основе подобного отношения к вере, покаяние заключается лишь в воспоминании о тех согрешениях и нарушениях церковного устава, которые были допущены человеком. Чтобы избежать некой божественной кары за эти проступки, читаются разного рода молитвы о прощении грехов. За полторы тысячи лет православия практически все канонические молитвы постепенно приняли такой извинительный характер.

молитва господу о прощении грехов

Идеальное покаяние

Второй тип покаяния - гораздо более глубокий, и восходит к высоте изначального пафоса христианства, оставшегося, увы, недостижимым и не принятым большинством последователей Иисуса Христа. Смысл его будет понять проще, если обратиться к греческому слову, которым обозначается этот термин, - «метанойя», что значит «изменение».

Действительно, по сравнению с современной церковью, где для верующего предполагается ежемесячная исповедь (как минимум), в первые века истории христианства новообращенные исповедовались лишь однажды, таким образом свидетельствуя об изменении своего греховного образа жизни и подчинении заповедям Божьим. После этого, став христианами, они не могли более грешить. Если же они снова тяжко оступались, их просто изгоняли из общины верных, куда можно было вернуться в лучшем случае еще однажды через тяжкую епитимию.

Согрешивших второй раз назад уже никогда не ждали и не принимали. Постепенно этот максимализм сошел на нет, и сегодня каждый человек имеет возможность грешить, а после воскресной исповеди, будучи «прощенным», приступать к причастию.

молитва о прощении грехов

Но исконное представление о покаянии предполагает не отчет в своих грехах, а изменение сознания, ценностей, приоритетов, вкусов, и вообще всех составляющих личности и жизни таким образом, чтобы не нарушать заповеди вовсе. Согласно этой идее, человек должен жить так, чтобы у него просто не было причины и повода идти на исповедь. И вот, когда такое изменение происходило, это и считалось состоявшимся покаянием.

Как оказалось на практике, для большинства людей такая задача непосильна. А потому Евангелие пришлось «подгонять» под немощи человеческой природы. В помощь этому и были придуманы молитвы о прощении грехов. Одни из них читаются каждый день в храме, другие предполагают ежедневное произнесение дома. Есть и специфические тексты, предназначенные только для особых случаев или приуроченные к важным дням, например Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

молитвы о прощении грехов рода

Смысл ежедневного покаяния

Чтобы понять, почему церковь предписывает своим адептам каяться ежедневно, нужно вспомнить всего одну вещь. А именно тот факт, что грешит человек тоже ежедневно.

Единственный выход - это читать молитвы о прощении грехов рода, поститься и надеяться на милосердие Всевышнего на Страшном Суде. Вот текст одной из них: «Помяни, Господи, в Царстве Твоем весь род мой - всех, от праотца Адама рожденных, почивших родоначальников, всех прародителей, отцов и матерей и каждого из родственников моих, до сего дня преставленных, которых Ты сам, Бог мой, знаешь по именам. Оставь, отпусти, пощади и прости им все грехи, которые вольно или невольно они сотворили, и даруй им жизнь в Царстве Небесном. Аминь».

ежедневная молитва о прощении грехов

Православная личная исповедь

Стоит коснуться особого текста, который предписано верующим православным читать каждый вечер перед сном. Это ежедневная молитва о прощении грехов, так называемое Исповедание грехов повседневное. Она представляет собой форму исповеди перед Богом один на один (то есть без посредничества священника) для прощения всех грехов, совершенных за день, а заодно и за всю жизнь. Данная практика имеет свои положительные стороны и значительный потенциал для развития личности. Насколько этот потенциал реализуется - другой вопрос. Пока нас интересует сама традиция, которая уходит корнями еще в дохристианские времена.

Традиции ежедневного покаяния

Вероятно, подобная практика существовала и в иудаизме, и во многих других религиозных системах. Но наиболее ярко она представлена в Пифагорейском союзе, который, являясь философской школой закрытого типа, одновременно представлял собой специфическую языческую религиозную группу греко-эллинского извода.

Из недр этой традиции до нас дошли Золотые стихи, в которых Пифагор (или некто от его лица) дает указание каждый день завершать отчетом о том, «В чем провинился? Что смог сделать? Чего не выполнил?». Далее предполагалось сделать выводы, чтобы усвоить то, к чему нужно стремиться, и на этой основе составить план на следующий день. Речь при этом шла не просто о распорядке дел, а о динамике духовного развития.

По сути, эта же методология лежит в основе православной практики ежедневной вечерней исповеди, когда читаются молитвы о прощении грехов. В идеале, осознав сегодняшние прегрешения, назавтра человек должен будет стараться избегать их повторения.

православная молитва о прощении грехов

Православная молитва о прощении грехов на каждый день

Здесь с некоторыми сокращениями уместно привести текст повседневного исповедания. Начинается молитва о прощении грехов следующими словами: «Исповедаю Тебе, Господу Богу… все мои грехи, которые я сотворил во все дни жизни…» Далее следует перечень грехов, он стандартный. За ним идет такая просьба о милости: «…со слезами смиренно молю Тебя, прошлые мои согрешения по Твоему милосердию прости мне и разреши от всех них, ибо Ты благ и человеколюбив. Аминь!»

Католическая молитва богу о прощении грехов

Для сравнения представим еще один текст из западной традиции. Это также молитва Господу о прощении грехов, но уже не из вечернего правила, а из мессы.

«Исповедую перед Богом всемогущим… что я много согрешил мыслью, словом, делом и невыполнением долга… Моя вина». Последние два слова повторяются трижды с ударами себя в грудь. Далее следует просьба о ходатайстве: «Поэтому умоляю Деву Марию, всех ангелов, святых и вас, братья и сестры, чтобы вы молились обо мне Господу Богу нашему».

Единственное значимое отличие при этом от православного аналога - отсутствие перечня грехов. В этом католикам предоставлена возможность самостоятельного наполнения содержания.

Преимущества вечернего исповедания

Как уже было сказано, у православной молитвы, как в данном случае и у католической, существует мощный потенциал для благотворного влияния на личность и ее нравственного совершенствования. Достигается это путем анализа своего поведения, а также слов и мыслей за прошедший день. Молитва - своего рода работа над ошибками, которая позволяет в следующий раз при аналогичной ситуации вести себя более корректно и осмысленно.

Регулярная практика вечерней исповеди позволяет также выявить моменты, с которыми у человека особые проблемы и трудности. Работе с ними стоит уделить больше внимания и усердия.

Таким образом, человек имеет возможность постепенно развиваться, приближаясь к заданному идеалу. В православии он представлен образом евангельского Христа.

Спорные моменты

Недостатки именно православного варианта исповеди лежат на поверхности и заключаются в нормированном списке прегрешений. Данная молитва о прощении грехов во всех изданиях печатается с одним и тем же перечнем религиозных преступлений. При этом читать ее в таком виде вменяется всем в обязательном порядке, даже если ни одного греха из этого списка человек за день не совершил.

молитва богу о прощении грехов

Такого рода номинальная исповедь в несовершенных грехах делает саму практику исповеди простой вычиткой текста, не более. Ведь если это несовершенные грехи, то текст не способен привести личность к реальному сожалению о них, а следовательно, нет анализа и волеизъявления измениться к лучшему. В итоге нет прогресса, есть только ежедневное чтение одного и того же текста проступков, которые не имеют к реальной духовной жизни человека никакого отношения.