Самолет "ИЛ-18": характеристики, фото салона и отзывы пассажиров

0
0

Первый полет советского самолета "Ильюшин-18" состоялся в таком далеком 1957 году. И по сегодняшний день этот авиалайнер продолжает удивлять как своими характеристиками, так и достижениями.

История создания

история ил 18

До середины пятидесятых годов двадцатого века пассажирские самолеты выпускались с поршневыми двигателями. Но их скорость и вместительность в скором времени перестали удовлетворять потребности страны. Инженеры двух опытно-конструкторских бюро (Туполева и Ильюшина) предложили им на смену свои варианты самолетов: первое ОКБ – с турбореактивными двигателями, второе – с турбовентиляторными.

Ответом Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик стало вышедшее 25 мая 1956 года распоряжение № 703-404 о необходимости разработки и постройки самолета ИЛ-18 с целью транспортировки пассажиров. И уже спустя три месяца Ильюшин утвердил чертеж проекта, а еще через месяц стартовало строительство авиалайнера. Так и началась история ИЛ-18.

В 1957 году самолет совершил свое первое передвижение по воздуху длительностью в один час пятьдесят семь минут с Центрального аэродрома имени Михаила Васильевича Фрунзе на летную базу города Жуковского. Результатом испытаний стал запуск серии авиалайнеров "Ильюшин-18" с двигателями конфигурации АИ-20. Массовый выпуск этих авиагигантов состоялся в середине апреля 1959 года.

За весь период производства "Ильюшин-18" (с 1958 по 1970 год) было выпущено 719 самолетов. В это число входит и количество машин, созданных для зарубежных авиакомпаний (более ста штук).

Разновидности самолета

Каждая новая вариация самолета "Ильюшин-18" имела конструктивные улучшения. Прежде всего это касалось топливной системы, системы кондиционирования воздуха в гермокабине, водоснабжения и канализации - везде устанавливалось более совершенное оборудование.

Модели пассажирских самолетов ИЛ-18

Модель

Год выпуска

Количество мест для пассажиров

Двигатель ИЛ-18

Год прекращения выпуска серии

Примерное количество построенных машин

ИЛ-18А

1958

89

НК-4

1959

42

ИЛ-18Б

1958

84

АИ-20

1959

64

ИЛ-18В

1960

80-100

АИ-20

1965

334

ИЛ-18Е

1965

120

АИ-20

1966

23

ИЛ-18Д

1965

120

АИ-20М

1969

122

Основная часть самолетов построена в модификации "Ильюшин-18В".

Также в шестидесятых годах двадцатого века была создана специальная модель самолета ИЛ-18 – «Салон». Авиалайнер был предназначен для транспортировки высокопоставленных государственных лиц Советского Союза. На его борту не раз бывали Никита Сергеевич Хрущев, Леонид Ильич Брежнев, Юрий Алексеевич Гагарин и многие другие.

Геометрические характеристики

Параметры ИЛ-18

Характеристики

Единицы измерения

Показатель

Высота корпуса

Метры (м)

10,165

Длина корпуса

м

35,9

Площадь одного крыла

Квадратные метры

140,0

Размах одного крыла

м

37,4

Хорда крыла (средняя аэродинамическая)

м

4,052

Размер базы шасси

м

12,755

Размер колеи шасси

м

9,0

Диаметр фюзеляжа (максимальный)

м

3,5

Высота пассажирского отсека

м

2,0

Ширина пассажирского отсека (максимальная)

м

3,23

Размеры багажно-грузового отсека № 1 (высота/длина/ширина)

м

1,036 х 9,24 х 1,4

Параметры багажно-грузового отсека № 2 (высота/длина/ширина)

м

1,035 х 9,655 х 1,37

Размеры входной двери

м

0,76 х 1,40

Размеры двери багажно-грузового отсека № 3

м

1,28 х 0,9

Размеры аварийного выхода

м

0,45 х 0,75

Размеры спускной двери багажно-грузовых отсеков №1 и 2

м

1,25 х 0,75

Расстояние от земли до нижней кромки входной двери

м

3,1

Расстояние от земли до нижней кромки двери багажно-грузового отсека № 3

м

2,87

Расстояние от земли до нижней кромки багажно-грузовых отсеков № 1 и 2

м

1,915

Весовые параметры

Максимальный взлетный вес авиалайнеров "Ильюшин-18" моделей Б и В равняется 61400 кг, а "Ильюшин-18Д" – 64000 кг.

Он может быть увеличен, но не больше чем на 500 кг, так как при опробовании двигателей и рулении самолета от аэровокзала до места старта соответствующее количество топлива будет выработано.

Максимальный посадочный вес "Ильюшин-18" моделей Б, В и Е составляет 52000 кг, а "Ильюшин-18Д" – 52600 кг. Посадка авиалайнера с весом, превышающим допустимый посадочный, включая приземление с наибольшей взлетной массой, допускается лишь в особых случаях. При этом от пилота требуется концентрация внимания.

Максимальная коммерческая нагрузка для модификаций – 13500 кгс. К ней относят вес пассажиров, различных грузов, запаса продуктов в буфете-кухне. С наибольшей коммерческой нагрузкой самолет может преодолевать расстояние, равное примерно половине максимальной дальности полета.

Максимальный запас топлива (при учете плотности 0,785 г/см3) для самолета "Ильюшин-18Д" равен 23550 кг, для других модификаций – 18600 кг. Наибольше количество топлива, которое может остаться на время свершения посадки, - 10000 кг.

Состав фюзеляжа самолета

Фюзеляж является цельнометаллической структурой по типу полумонокока с продольным стрингерным набором, работающей обшивкой и шпангоутами. Если по-простому, то это конструкция, предназначенная для расположения экипажа авиалайнера, пассажиров, их багажа, различных грузов и оборудования, а также база для укрепления крыла, оперения и переднего штатива шасси.

Ниже рассмотрена сборка фюзеляжа самолета ИЛ-18 (фотографии приведены) модификации В.

Спереди установлен негерметичный обтекатель антенны радиолокатора 18. Он выполнен из радиопрозрачного материала, пропускающего электромагнитные волны, излучаемые антенной. Обтекатель состоит из наружной и внутренней стеклотекстолитовых обшивок с сотовым наполнителем между ними.

модель самолета ил 18

Герметическая кабина фюзеляжа разделена на верхнюю и нижнюю части плоскостью пола.

В верхней части герметической кабины расположены:

  1. Помещение для экипажа (№ 1) – занимает носовую часть фюзеляжа до шпангоута № 4. Здесь сосредоточены органы управления самолетом, двигателями и самолетными системами, приборы контроля работы (пилотажно-навигационные), силовой установки и другие приборы. Кабина ИЛ-18 предусматривает места для двух пилотов (первого и второго), штурмана, радиста и бортмеханика.
  2. Отсек для радиооборудования (№ 2) – между шпангоутами № 4 и 6. От кабины пассажиров это помещение оделяется при помощи декоративных панелей.
  3. Передний пассажирский салон (№ 3) – размещен между шпангоутами № 6 и 14. Здесь 20 пассажирских мест (четыре ряда по пять кресел).
  4. Передний вестибюль (№ 4) – между шпангоутами № 14 и 22. По левому борту расположены входная дверь (№ 32), служебный отсек (№ 31) и гардероб (№ 30). В служебном отсеке хранятся надувной трап ТН-3 для аварийного покидания самолета пассажирами и членами экипажа, баллон с углекислотой для надувания трапа, переносные кислородные баллоны (10 штук), бортовая лестница и два ручных огнетушителя. У правого борта расположены две туалетные комнаты (№ 20 и 23), гардероб (№ 21) и отсек гидравлического оборудования (№ 22). На передней стенке вестибюля установлено двойное откидное сиденье для бортпроводника. При длительных перелетах над водными пространствами (океаном) в переднем вестибюле размещается восемь надувных спасательных плотов СП-12.
  5. Главный пассажирский салон (№ 5) – от шпангоута № 22 до 42. В нем установлено 10 или 11 рядов по пять кресел в каждом.
  6. Хвостовой вестибюль (№ 6) – между шпангоутами № 42 и 47. В нем установлено оборудование кухни-буфета (№ 24). Входная дверь (№ 7) расположена по левому борту, рядом с ней размещается надувной трап ТН-3 (№ 28), два ручных огнетушителя (№ 29) и откидное сиденье бортпроводника. У входной двери устанавливается также аварийный топор.
  7. Хвостовой пассажирский салон (№ 7) – от шпангоута № 47 до 54. Тут обычно устанавливается 14 или 15 пассажирских кресел.
  8. Хвостовая туалетная комната (№ 25) и гардероб (№ 26) – находятся между шпангоутами № 54 и 56.

Под полом герметической кабины расположены:

  1. Отсек переднего штатива шасси (№ 18) – до шпангоута № 4.
  2. Багажно-грузовая часть № 1 (№ 16) – между шпангоутами № 4 и 24. Для загрузки и разгрузки багажа и грузов имеется люк (№ 17), который расположен на правой стороне фюзеляжа.
  3. Отделение электрооборудования (№ 15) – между шпангоутами № 24 и 26.
  4. Отделение центроплана (№ 14) - между шпангоутами № 26 и 32.
  5. Багажно-грузовая часть № 2 (№ 12) – между шпангоутами № 34 и 54. Люк (№ 13) для доступа в это отделение находится на правой стороне фюзеляжа.

В хвостовой части фюзеляжа расположены:

  1. Багажно-грузовая часть № 3 (№ 11) – между шпангоутами № 58 и 65. В заднем сегменте этого отделения находится турбогенераторная установка, которая предназначена для запуска двигателей. Вход в багажно-грузовую часть № 3 осуществляется через дверь, расположенную по правому борту.
  2. Хвостовой отсек (№ 10) – за шпангоутом № 65. В нем установлены рулевые машины автопилота, тяги и качалки систем управления рулями, радиооборудование. Часть отсека занята стабилизаторами. Доступ к этой часть возможен через люки - из багажно-грузового отделения № 3 или из нижней части хвостового обтекателя (№ 9).

Отличительными чертами компоновки фюзеляжа авиалайнеров ИЛ-18Д и ИЛ-18Е являются:

  • расположение правого гардероба и туалетных комнат переднего вестибюля;
  • вторая туалетная комната перенесена ближе к первой;
  • правый гардероб установлен сзади туалетных комнат;
  • правый гардероб и часть левого сделаны съемными; при их демонтаже в основной пассажирской кабине могут быть установлены дополнительно два ряда запасных кресел.

Отличие компоновки фюзеляжа самолетов Ильюшин-18Б:

  • кухня-буфет (№ 35) располагается между передней (№ 33) и основной (№ 36) пассажирскими кабинами;
  • гардеробы (№ 34 и 41) находятся впереди кухни-буфета;
  • отдел гидравлического оборудования (№ 43), туалетная комната (№ 45) и гардероб (№ 44) расположены в передней пассажирской кабине между входной дверью (№ 42) и кабиной экипажа;
  • две туалетные комнаты (№ 38) размещены в конце герметической кабины за задним вестибюлем (№ 37);
  • отсутствует задний салон.

Оборудование салона самолета

Пассажирские кабины авиалайнера ИЛ-18 (салон описан далее по тексту) отделаны в светлых тонах, благодаря чему глаза пассажиров во время полета не утомляются. Верхняя часть салона выполнена в виде многогранника, не создающего впечатления тунельности кабин. Перегородки выполнены из пенопласта, фанеры и пластика. Проходы в перегородках закрываются портьерами. Панели пола оклеены облегченным ковром, а в проходах между креслами расположена ковровая дорожка.

ил 18 салон

Сверху вдоль фюзеляжа расположены багажные полки, которые предназначены для хранения ручной клади пассажиров. На потолке салона установлены плафоны общего освещения. Кроме того, над каждым рядом кресел имеются щитки с лампами индивидуального освещения и насадками для подачи свежего воздуха к пассажирам. Также щиток оснащен кнопкой для вызова бортпроводника.

По бортам фюзеляжа расположены пассажирские кресла: слева – трех- или двухместные (в зависимости от выбранной для авиалайнера ИЛ-18 модификации), справа – трехместные. Шаг между креслами в различных вариантах компоновки различный.

Кресла авиалайнера весьма удобны и легки по весу. Сиденья, спинка и подлокотники выполнены из эластичного пенистого пластика. В парных креслах средний подлокотник съемный, что дает возможность преобразовывать эти сидения в небольшой диван, на который может прилечь пассажир, почувствовавший в этом необходимость.

Под пассажирскими креслами в специальных карманах или на багажных полках находятся спасательные жилеты, упакованные в чехлы.

В самолете не чувствуется сквозняков, неприятных холодных течений. Отапливаются кабины воздухом, который выходит через многочисленные отдушины у основания фальшборта. Воздух внутри салона абсолютно чист, в меру увлажнен. Специальные регуляторы поддерживают в кабинах температуру +18 ... +20 0С.

Эксплуатация

За период 1958-1959 гг. пилоты самолетов "Ильюшин-18" поставили огромное количество мировых рекордов (двадцать!) по дальности полета с разного рода полезной нагрузкой и на разной высоте.

Коммерческая эксплуатация этого авиалайнера продолжалась на протяжении 43 лет – с 1959 до 2002 года.

После этого "Ильюшин-18" фактически перестал выполнять роль пассажирского самолета в России, превратившись в грузовой. По состоянию Государственного реестра на январь 2006 года, 3 из 11 лайнеров занимались перевозками грузов в Афганистане и странах экваториальной Африки.

самолет ил 18

Хотя массовое списание этих машин началось еще в 1977 году.

В 2010-м модель RA-75713 использовалась в качестве постоянного грузового самолета на маршруте Петрозаводск – Нарьян-Мар и делала около пяти рейсов за неделю.

В таких странах, как Украина, КНДР, Индия, Сомали и некоторые другие, Ил-18 эксплуатируется до сих пор.

Отзывы о самолетах

Перед создателями самолета Ильюшин-18 ставились три основные задачи:

  1. Обеспечить безопасность полета.
  2. Получить высокие экономические и эксплуатационные данные.
  3. Предоставить пассажирам все удобства, необходимые во время их нахождения в полете.

Можно смело утверждать, что все эти пункты были выполнены.

Самолеты модификаций "Ильюшин-18" вошли в историю благодаря высокому уровню таких критериев:

  • экономичность;
  • уровень комфорта;
  • надежность и безопасность;
  • неприхотливость в обслуживании.

 ил 18

А пассажиры, которым посчастливилось когда-либо летать на этих авиагигантах, до сих пор хранят лишь хорошие воспоминания о полетах. Они особенно подмечают такие характеристики, как:

  • достаточно низкий уровень шума от двигателей;
  • комфортабельный салон;
  • низкий уровень тряски.

Авиакатастрофы ИЛ-18

По официальным данным (на 2010 год), за всю историю полетов ИЛ-18 в результате поломок было утеряно сто единиц машин и погибло около 2352 пассажира.

Практически все причины аварий связывают только с человеческим фактором. Несчастные случаи по причинам ненадежности оборудования самолета зафиксированы только во время проведения испытательных полетов.

Известные катастрофы ИЛ-18

Модификация

Начало эксплуатации

Бортовой номер

Данные о катастрофе

Количество жертв

ИЛ-18А

1 января 1958 г.

002

7 мая 1958 года, Шереметьево. Пожар двигателя № 2

5 членов экипажа и 5 испытателей

ИЛ-18А

6 октября 1958 г.

CCCP-75648

27 апреля 1960 года. Недостатки конструкции

1 бортмеханик

ИЛ-18А

9 октября 1959 г.

CCCP-75651

26 декабря 1960 года, аэропорт Баратаевка. Недостатки строения

17 человек

ИЛ-18Б

17 ноября 1958 г.

CCCP-75654

17 декабря 1961 года. Выпуск механизации бортинженером во время рейса Москва-Сочи

9 членов экипажа и 50 человек пассажирского отделения

ИЛ-18Б

8 января 1958 г.

CCCP-75665

Сгорел во время разбега на полосе в аэропорту Алма-Аты

Неизвестно

ИЛ-18Б

18 июня 1959 г.

CCCP-75685

Разбился в Алма-Ате.

Неизвестно

ИЛ-18Б

21 ноября 1959 г.

202

24 декабря 1982 года, Кантон (Китай). Возгорание по неустановленным причинам

25 человек из пассажирского отделения

ИЛ-18Б

29 декабря 1959 г.

CCCP-75705

1960 год. Выход из строя двигателя и пожар

27 человек пассажирского отделения и 7 членов экипажа

ИЛ-18Б

23 января 1690 г.

CCCP-75708

26 августа 1969 года, Внуково. Не было выпущено шасси во время посадки

16 пассажиров

ИЛ-18Б

25 февраля 1960 г.

CCCP-75712

24 февраля 1973 года. Причины не были установлены

72 человека пассажирского отделения и 7 членов экипажа

ИЛ-18В

22 апреля 1961 г.

OK-PAF

Столкновение с проводами

Неизвестно

ИЛ-18В

1961 г.

3X-GAB

При заходе на посадку столкнулся с домами

Неизвестно

ИЛ-18В

3 октября 1962 г.

CCCP-75843

29 ноября 1962 года. Следовал на Кубу, но так и не долетел

Неизвестно

ИЛ-18В

28 августа 1964 г.

CCCP-75558

Потеря управления во время тренировочного полета, столкновение с землей и возгорание самолета

6 человек – экипаж и проверяющие

ИЛ-18В

24 октября 1964 г.

CCCP-75559

Падение в результате пожара в 2,5 километрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома Пулково. Причины – усталостное разрушение диска 3-й ступени двигателя

7 членов экипажа и 102 человека пассажирского отделения

ИЛ-18В

9 декабря 1964 г.

CCCP-75563

6 апреля 1967 года, аэропорт Домодедово. Падение

8 членов экипажа

ИЛ-18В

3 июля 1965 г.

YR-IMH

14 августа 1965 года, Urican. Ошибка экипажа, в результате чего авиалайнер врезался в гору

5 членов экипажа и четверо сопровождающих

ИЛ-18Д

25 июня 1966 г.

ER-ICJ

27 января 2004 года

Неизвестно

ИЛ-18Д

9 сентября 1966 г.

DM-STL

26 марта 1979 года, Луанда (Ангола)

Неизвестно

ИЛ-18Д

1967 год

3X-GAX

3 сентября 1978 года, Конарки (Швинея)

Неизвестно

ИЛ-18Д

1967 год

B-222

18 января 1988 года, аэропорт Чунцина (Китай)

Неизвестно

ИЛ-18Д

12 октября 1967 г.

CU-T1270

15 ноября 1992 года, Доминиканская Республика

Неизвестно

ИЛ-18Д

21 декабря 1967 г.

RA-74295

25 октября 2000 года, Батуми

Неизвестно

ИЛ-18Д

1968 год

VN-B190

26 марта 1981 года, Хоабинь (Вьетнам)

Неизвестно

ИЛ-18Д

8 ноября 1968 г.

CU-T899

19 января 1985 года, Гавана

Неизвестно

Культурное наследие от ИЛ-18: фотографии

Авиалайнер можно увидеть в ряде советских фильмов, снятых за период с 1960 по 1989 год, и даже в современном российском кино:

  • «Мертвый сезон» (политический детектив, 1968 год);
  • «Дайте жалобную книгу» (лирическая комедия, 1964 год);
  • «Бриллиантовая рука» (приключенческая комедия, 1968 год);
  • «Продавец воздуха» (кинофантастика, 1967 год);
  • «Корабль пришельцев» (киноповесть, 1985 год);
  • «Стиляги» (мюзикл, 2008 год);
  • «Высоцкий. Спасибо, что живой» (биографическая драма, 2011 год).

ил 18 фото

Например, в фильме-катастрофе «Размах крыльев» (1986 год) режиссера Геннадия Глаголева использовали самолет ИЛ-18 под бортовым номером CCCP-75459.

А какое количество памятников! Например, два списанных самолета установлены на территории Украины: один – в городе Николаеве, другой – под Киевом.

Второй ИЛ-18 (фото № 1) является частью постоянной выставки музея авиации Жуляны. А у первого самолета история немного длиннее и отличается странностями.

ил 18 фотографии

Николаевский ИЛ-18 (фото № 2) после списания переоборудовали в кинотеатр, который исправно работал и пользовался популярностью на протяжении двадцати лет. Затем на борту авиалайнера решили открыть ресторан. В настоящее время самолет ИЛ-18 стоит без дела, окруженный забором с неприветливой табличкой «Злые собаки».

А один из первых памятников этой летающей легенде установили 20 апреля 1979 года в честь двадцатилетия начала эксплуатации авиалайнера «Аэрофлотом». К сожалению, до сегодняшнего дня самолет не дожил: в 2013 году в Химках борт утилизировали, так как ремонту и дальнейшей выставке он больше не подлежал (корпус был сильно поврежден коррозией и покрылся трещинами под влиянием погодных условий).

Среди других существующих памятников самолету Ильюшина можно назвать объекты, которые остались в таких городах:

  • Боркхайд (Германия);
  • Ставрополь (Россия);
  • Вологда (Россия);
  • Кызыл (Россия);
  • Пенза (Россия);
  • Любляна (Словения);
  • Худжанд (Таджикистан).

Остальные памятники самолета "Ильюшин-18", к сожалению, не сохранились – их разобрали на металлолом. Одни пришли в негодность со временем, другие - в результате ненадлежащего ухода (например, вандализм).