Ордера дорический, ионический, коринфский. Ионический ордер в архитектуре: построение, фото

0
0

Ордер архитектурный - воплощение колонно-балочной системы при постройке зданий с порталами, арками или сложноустроенными фасадами. Все составляющие при этом тесно взаимосвязаны: если убрать один элемент, вся постройка рухнет. В архитектуре существует пять основных ордеров. Это три древнегреческих: ионический, коринфский, дорический. И два римских: тосканский и композитный. Последний не является классически выраженным типом, он используется в упрощенных постройках и включает в себя несколько ордерных элементов сразу.

ионический ордер

Элементы

Однако в архитектуре не бывает случайностей, все подчинено определенной логике. Поэтому композитный ордер допускает синтез разных по стилю элементов, но при этом все они должны органично взаимодействовать, иначе не избежать конфликта стилей, а в масштабном строительстве ошибки обходятся слишком дорого.

Порядок в архитектуре

Наиболее популярными являются такие ордера: дорический, ионический, коринфский. Каждый из них имеет собственную классику, уникальные отличительные признаки и архитектурную ценность. Ионический ордер в архитектуре, самый распространенный в Древней Греции, использовался при строительстве храмов, масштабных зданий общественного назначения или крупных государственных построек. Колонны используются и при строительстве небольших зданий типа особняков, но тогда этот элемент несет декоративную нагрузку. Ионический ордер никогда не применяется в строительстве объектов, порталы которых содержат менее четырех колонн. В этих случаях зодчие используют тосканский стандарт.

ордера дорический ионический коринфский

Зодчество как точная наука

Ионический ордер, фото которого представлено в статье, достаточно сдержан по своему стилю: колонна, хоть и украшенная каннелюрами в количестве 24 штук, практически без пьедестала, слегка суживается кверху и оканчивается небольшой капителью с двумя волютами. Свою аскетичность ордер в определенной степени компенсирует изяществом именно пары волют, завитки которых выглядят, можно сказать, нарядно. И когда ионические колонны выстраиваются в ряд, то создается впечатление архитектурной цельности.

Древность как признак архитектурной ценности

Ордера дорический, ионический, коринфский можно встретить в греческих постройках практически повсеместно. В стране большое количество древних полуразрушенных зданий с классическими порталами и антаблементами, которые поддерживаются колоннами того или иного ордера. Это является признаком архитектурной ценности. Любое строение, возведенное несколько столетий тому назад, считается памятником зодчества при наличии колонн с капителями.

дорический и ионический ордер

Совмещение нескольких стилей

В некоторых случаях дорический и ионический ордера могут комбинироваться, если здание имеет два или больше фасадных образований. Здесь имеет значение отличие стиля колонн в верхней части. Различные по стилю капители создают условное архитектурное разнообразие, а колонны у обоих ордеров примерно одинаковые, каннелюрованные и приблизительно одного диаметра. Колонна ионического ордера немного стройнее и легче, но это существенного значения не имеет. Степень похожести колонн и радикальное различие капителей позволяют использовать оба типа при строительстве здания, если оно достаточно крупное и в плане делится на несколько не связанных друг с другом частей. Ионический ордер при этом может доминировать из-за более изящных капителей, следовательно, его нужно применять при строительстве главного фасада.

ионический ордер в архитектуре

Преимущество эстетики

Самым красивым считается коринфский ордер, который, как и дорический, имеет каннелюрованные колонны, но главное изящество кроется не в них, а в капителях, которые можно назвать произведением искусства. Тонкая резьба, переплетение растительного орнамента, аканты в несколько ярусов – все это отличает капитель коринфского ордера. Ее корзина покрывается сверху плоским прямоугольным камнем, абакой, которая является завершающим штрихом всего ансамбля.

Ордер из Коринфа появился позднее всех других, применялся редко из-за сложности лепки капители и получил распространение только в римский период культурного развития. Его декоративные достоинства постепенно привлекали все больше сторонников, и в конце концов коринфский ордер стал самым востребованным архитектурным стилем. Изящества добавляла фигурная абака, завершающая капитель и поддерживающая волютные завитки, выступающие из-под резных листьев.

колонна ионического ордера

Антаблемент без фриза

Ионический ордер, построение которого обычно начинается одновременно и сверху, и снизу, является самым трудоемким из всех аналогичных конструкций. Кроме того, в отличие от коринфского и дорического ордеров, он бывает двух разновидностей: малоазийской и аттической.

Малоазийский вариант почти цилиндрический, колонна не расширяется книзу. Антаблемент ионического ордера такого типа содержит только две части: архитрав и карниз, а фриз отсутствует. В полном наборе горизонтальный комплекс представляется слишком тяжелым для сравнительно тонких колонн. Архитрав ионического ордера выглядит легче дорического, за счет его деления на три фасции ступенчатого типа. Немного разгружает ионический антаблемент и пояс, сложенный из "сухариков". Верхняя часть "сима", венчающая всю конструкцию, украшенная богатой орнаментальной резьбой, выглядит красивым завершением.

Архаика в архитектуре

Вариант аттический представлен отреставрированной ионической колонной, установленной на входе в Акрополь в Афинах. Появление этого стиля связано с масштабным возведением крупных построек, имеющих отношение к греческой культуре. Вели строительные работы зодчие Аттики. Комплекс афинского Акрополя выстроен в стиле ионического ордера аттического типа. Колонны заметно расширяются книзу, акцентируя распределение нагрузки на основание. База существует отдельно от плинта, который может быть или не быть в ансамбле. Антаблемент в аттическом варианте полный классический, трехуровневый, как в дорическом ордере. Фриз сплошной, огибает здание полосой без каких-либо разделений. Он может быть гладким или с барельефными изображениями.

ионический ордер построение

Ионический ордер характеризуется стройностью колонны, которая, в отличие от дорической, коринфской и тосканской, выглядит не столь тяжеловесной. Капитель с пропорционально расположенными волютами органично завершает картину архитектурного изящества.

Высота ионической колонны в архаичный период составляла восемь диаметров в сумме, то есть соотношение этих двух величин было 1:8, а в более позднее время пропорция была принята как 1:9, что делало столб еще стройнее. Выстроенные в ряд ионические колонны производили впечатление подлинной архитектурной красоты, а каждое здание, выстроенное в стиле ионического ордера, по праву считалось шедевром.

Математика в зодчестве

Число каннелюр на одну колонну строго стандартизовано, их должно быть ровно 24. Такое количество считается оптимальным, и для этого есть математически обоснованные аргументы. Даже одна лишняя каннелюра делает колонну слишком "исчерченной", а если убрать одну, то оставшиеся выглядят чересчур широкими. Таким образом, можно утверждать, что стандартизация была проведена правильно.

Каннелюры в количестве 24 штук, если их углубить, давали эффект светотени, а это в масштабе всего портала из восьми или двенадцати колонн выглядело фантастически красиво. Четко обозначенные грани каждой каннелюры придавали общей картине впечатление контрастности.

ионический ордер фото

Резное навершие

Капитель ионического ордера отличается от всех других существующих наверший изящными завитками - волютами. Это изображения спиральной формы, расположенные попарно. Между волютами находится эхин, объединяющий их в одно целое, если конструкцию рассматривать во фронтальной плоскости. Сбоку волюты соединяет балюстра, своеобразный валик, напоминающий по своей форме свиток. Ионическая капитель рассматривается преимущественно спереди, поэтому в ней доминирует эхин, а балюстры выполняют второстепенную функцию.

Абака

Поверх капители располагается абака - плоский камень с резными украшениями. Художественный уровень резьбы по камню в ионическом ордере достаточно высокий. Поскольку абака является продолжением эхина и тесно с ним взаимодействует, богатая прорезка делается на обеих деталях. Абака прорезалась мелким рисунком, а эхин - более крупными изображениями в виде иоников на фоне растительного орнамента.