Станислав Ростоцкий: биография, личная жизнь, фильмография

0
0

Станислав Ростоцкий – создатель фильмов «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие» и других легендарных картин. Он - один из лучших режиссеров советской эпохи. Биография и творчество Ростоцкого – тема статьи.

станислав ростоцкий

Ранние годы

Ростоцкий Станислав Иосифович родился в 1922 году в Ярославской области. Отец его был врачом. Иосиф Ростоцкий являлся одним из известных деятелей здравоохранения. Мать будущего кинематографиста была домохозяйкой.

Большую часть времени Станислав проводил в деревне. Отсюда и любовь к сельской жизни, которая позволила создать такие замечательные картины, как «Земля и люди», «Дело было в Пенькове». Станислав Ростоцкий уважал деревенских жителей за их простоту и трудолюбие. Кроме того, он был неравнодушен к красоте сельского пейзажа. Любовью к глубинке Ростоцкий проникся еще в ранние годы. За время пребывания в деревне будущий режиссер освоил несколько крестьянских профессий.

В детстве и отрочестве герой этой статьи мало отличался от своих сверстников. Он, так же как и прочие советские мальчишки, испытывал чувство сопричастности к великим историческим совершениям: перелету Чкалова, челюскинской эпопее, высадке советской экспедиции на Северном полюсе. Что касается кинематографа, то к нему Ростоцкий всегда испытывал особые чувства. Сначала они выражалась в регулярном посещении кинотеатра. Затем произошло событие, которое сыграло в жизни героя сегодняшнего повествования решающую роль.

Ростоцкий и Эйзенштейн

Станиславу было всего четырнадцать лет, когда он познакомился с человеком, который стоял у истоков отечественного кино. Однажды он попал на кинопробы фильма «Бежин луг». Там и произошла первая его встреча с великим Эйзенштейном. А когда Ростоцкому исполнилось шестнадцать, он пришел к режиссеру и сделал ему довольно странное предложение. А именно – чистить ботинки, бегать в магазин, мыть посуду. Другими словами, облегчать быт художника. Взамен же Станислав хотел лишь одного – стать учеником создателя фильма «Броненосец "Потёмкин"».

Эйзенштейн, услышав предложение отрока, рассмеялся и уверил, что с мытьем посуды и чисткой ботинок он справляется. А вот будущему кинематографисту не мешало бы прочитать романы Золя, ознакомиться с культурой Европы и Японии. Что касается русской классической литературы, здесь Ростоцкий обладал некоторыми познаниями: с раннего детства он читал запоем.

После окончания школы Станислав Ростоцкий поступил в институт философии и литературы. На выбор вуза повлияло общение с Сергеем Эйзенштейном. Режиссер убедил своего ученика, что создание фильмов не может происходить без определенных знаний. Прежде следует изучить литературу, искусство, историю. А уже потом снимать фильмы. Будущий режиссер Станислав Ростоцкий упорно и много занимался. Он был твердо уверен, что его путь лежит прямиком во ВГИК. Но поступить в этот вуз ему удалось значительно позже: началась война.

ростоцкий станислав иосифович

Фронт

С детства Станислав Ростоцкий страдал заболеванием позвоночника. А потому еще в 1940 году числился нестроевым. Во время войны его все же призвали в армию – в запасную стрелковую бригаду.

В 1943 году Ростоцкий бежал на фронт. Он участвовал в кровопролитных боях, прошел путь от Вязьмы до Смоленска. Закончил свою службу в Праге. В феврале 1944 года был тяжело ранен гвардии рядовой Станислав Ростоцкий.

«А зори здесь тихие» – фильм, вышедший на экраны спустя четверть века после окончания войны – режиссер снял не только потому, что его привлек трагический сюжет повести Бориса Васильева. За год до Победы Ростоцкий Станислав Иосифович оказался на грани жизни и смерти. С поля боя раненого бойца вытащила хрупкая медсестра. В память о женщинах, прошедших фронт и не вернувшихся домой в 1945 году, Ростоцкий снял фильм о судьбах молодых зенитчиц.

После ранения он много месяцев провел в госпитале, где ему ампутировали ногу. В послевоенное время о том, что молодой режиссер Станислав Ростоцкий пользуется протезом, знали лишь его близкие.

ВГИК

После войны герой этой статьи поступил все-таки в институт кинематографии. Учился в этом вузе он семь лет, поскольку параллельно работал на картинах своего педагога – режиссера Козинцева. Когда в 1952 году Ростоцкий получал диплом, в среде профессионалов он уже имел репутацию состоявшегося и опытного кинематографиста, а потому был направлен на киностудию им. Горького.

Ростоцкий не только снимал фильмы, но и писал к ним сценарии. Большая часть его картин была создана по литературным произведениям, над адаптацией которых он работал самостоятельно или в соавторстве с писателями. Позже будет рассказано о том, как создавались лучшие фильмы Станислава Ростоцкого. Список картин, к которым он написал сценарий, небольшой. Но в этом перечне - классика советского кино. Итак, в качестве сценариста Ростоцкий выступал при создании следующих фильмов:

  1. «Белый Бим Черное ухо».
  2. «А зори здесь тихие».
  3. «Дело было в Пенькове».
  4. «На семи ветрах».

Станислав Ростоцкий, биография, личная жизнь которого неразрывно связана с кинематографом, общался с коллегами не только на съемочной площадке. Одним из его близких друзей был Вячеслав Тихонов. О нем Ростоцкий снял в конце семидесятых фильм «Профессия – киноактер». Он также выступил и в роли сценариста. И, наконец, стоит перечислить художественные картины, которые снял Станислав Ростоцкий.

режиссер станислав ростоцкий

Фильмография

  1. «Из жизни Федора Кузькина».
  2. «Эскадрон гусар летучих».
  3. «Белый Бим Черное ухо».
  4. «А зори здесь тихие».
  5. «Доживем до понедельника».
  6. «На семи ветрах».
  7. «Майские звезды».
  8. «Дело было в Пенькове».
  9. «Земля и люди».

Станислав Ростоцкий, фильмы которого любили миллионы советских зрителей, казалось бы, представлял собой человека, чей творческий путь складывался весьма удачно. Он был лауреатом множества государственных премий. Его картины номинировались на «Оскар». Тем не менее пережил немало непростых периодов в своей жизни выдающийся режиссер Станислав Ростоцкий. Биография его содержит как взлеты, так и падения.

фильмы станислава ростоцкого список

«Земля и люди»

В 1953 году, в связи со смертью Сталина, ситуация в стране кардинально изменилась. Появилась установка создавать больше фильмов. Преимущественно на сельскохозяйственные темы. К тому времени Ростоцкий снял уже несколько документальных картин. Один из коллег предложил ему заняться съемками художественной киноленты.

В начале пятидесятых годов в журнале «Новый мир» появилось произведение Троепольского, повествующее о жизни работников колхозов. Долгое время эту повесть не печатали по идеологическим соображениям. Ростоцкий же, прочитав ее, решил снять свой первый художественный фильм.

Когда картина была готова, и ее обсуждали на художественном совете, Сергей Герасимов, один из выдающихся кинодеятелей, подошел к начинающему режиссеру и попытался предупредить его о том, какие неприятности она может принести. Но Ростоцкого было уже не остановить.

Первый художественный фильм получился жестким, без прикрас. В картине «Земля и люди» присутствовала критика бюрократической системы, недостатков сельской жизни. Фильм тут же положили на полку, а его создателю объяснили, что подобная деятельность называется контрреволюционной. Однако окончательное решение должен был принять министр культуры. Эту должность в те годы занимал первый секретарь ЦК Михайлов. Он раскритиковал картину Ростоцкого. Михайлову даже не понравилось название картины. Однако кинолента «Земля и люди» в прокат все же попала.

«Дело было в Пенькове»

В 1957 году Ростоцкий снова обратился к сельской теме, сняв фильм по повести Сергея Антонова. Картина называется «Дело было в Пенькове». В сюжете этой советской киноленты присутствуют поистине шекспировские страсти. Главный герой – непростой парень, задира, смутьян и ярый борец за справедливость.

С этим фильмов нечто новое привнес в советский кинематограф Станислав Ростоцкий. Фильмы пятидесятых годов повествовали о жизни тружеников села. Но в этих картинах герои были шаблонные. Одни боролись за всеобщую трудовую идею. Другие подставляли активистам палки в колеса, за что впоследствии были справедливо наказаны. В фильме Ростоцкого все иначе. Герой Вячеслава Тихонова – а именно этот актер сыграл в фильме главную роль – сложен, противоречив. Он влюбляется в девушку, прибывшую из города. В деревне разгораются нешуточные страсти.

После выхода этой картины имя Ростоцкого прогремело на всю страну. Стали знаменитыми такие актеры, как Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина, Майя Менглет. В картине было много нового, необычного для того времени. Советские зрители не привыкли к таким киногероям, как главный персонаж картины Ростоцкого Матвей. Им приходилось отвечать на вопросы, которые ранее никто из кинематографистов перед не ставил. Почему Матвей оказался не у дел и выпал из привычного уклада деревенской жизни? В чем его вина? Все дело во времени, которое приравнивало людей, жестко откликалась на всяческие отклонения от установленных норм.

Фильм вызвал немало нелепых отзывов. Вершиной стало утверждение, что песня, которая звучала в картине и превратилась в настоящий хит, чрезвычайно аморальна. Героиня же вызвала у кинодеятелей особую неприязнь. Не может советская девушка полюбить женатого мужчину. Такого мнения придерживались чиновники от кино. Простые же зрители не только приняли фильм, он на долгие годы стал одной из самых популярных кинолент.

В 1959 году на экраны вышел фильм «Майские звезды». Чуть позже - картина «На семи ветрах». Затем Ростоцкий создал еще две картины. А с 1968 года наступает звездный период в его творчестве. Одна за другой вышли картины, слава о которых прогремела не только на всю страну. О них узнали и за пределами СССР. В 1968 году Ростоцкий начал работу над созданием фильма, повествующего о советской школе.

станислав ростоцкий фильмография

«Доживем до понедельника»

Современным школьникам сложно понять проблематику картины, которую в 1968 году снял Станислав Ростоцкий. Фото выше – кадр из фильма «Доживем до понедельника». О чем эта кинолента?

Герои фильма – школьники и их учителя. Между педагогами и подростками происходит конфликт. После написания сочинения, посвященному теме счастья, учительница русского языка приходит в ярость. Одна из старшеклассниц написала в своей работе о том, что мечтает о семье и детях. Подобные понятия о счастье не соответствуют идеям комсомольского движения. Эта ситуация – не единственный конфликт, назревающий между героями Ростоцкого.

Герой картины, которого сыграл Тихонов, учительствует много лет и однажды встречает одного из бывших подопечных. Молодой человек циничен, равнодушен к окружающим. В жизни опытного педагога происходит кризис. Что он может дать своим ученикам? В чем смысл его педагогической деятельности, если даже лучшие выпускники обнаруживают душевную скудность?

Удивительно просты и сложны картины, которые создавал Станислав Ростоцкий. Фильмы этого режиссера, на первый взгляд, представляют собой незамысловатые истории из жизни. Но лишь при внимательном просмотре понимаешь, что сюжеты их актуальны и сегодня. Фильм «Доживем до понедельника», как и предыдущие работы режиссера, вызвал гневную критику чиновников. Но учителям эта киноработа понравилась. После премьеры в Доме Кино они аплодировали Ростоцкому. И для него это стало главным доказательством того, что фильм удался.

«А зори здесь тихие»

В 1972 году режиссер обратился к теме ВОВ. На этот раз он решил экранизировать знаменитое произведение Васильева. Сюжет фильма известен всем. Страшная история войны, героини которой молодые девушки, только начинающие свой жизненный путь, получилась чрезвычайно проникновенной.

Фильм оценили и на родине режиссер, и за ее пределами. В общей сложности «А зори здесь тихие» посмотрело сто тридцать пять миллионов человек. Картина была отмечена на нескольких международных кинофестивалях. Киноработу Ростоцкого признали одним из пяти лучших фильмов 1972 года.

станислав ростоцкий фото

«Белый Бим Черное ухо»

Спустя пять лет после премьеры фильма по книге Васильева Ростоцкий снова обратился к творчеству Троепольского. На этот раз его заинтересовала повесть «Белый Бим Черное ухо». Судьба этого фильма довольно непроста. На съемки ушло более трех лет. Главный герой картины – пес. А животных и детей, как известно, снимать особенно сложно. Но история, которая легла в основу фильма, не о собачьей судьбе, а о человеческой гуманности. Как создавалсь картина «Белый Бим Черное ухо»?

В 1971 году вышла в свет книга Троепольского. Сразу же после первой публикации режиссер, получив добро от автора повести, принялся за создание сценария. Однако перед съемками Ростоцкий столкнулся с немалыми трудностями.

Сначала на киностудии потребовали внести в сценарий ряд поправок. Затем пришлось дожидаться, когда освободится Вячеслав Тихонов. Актер в тот период расхаживал по Мосфильму в форме эсэсовца. Ростоцкий же не представлял в качестве исполнителя главной роли в экранизации книги Троепольского никакого другого артиста. Снявшись в сериале о разведчике Исаеве, Тихонов с радостью принялся за новую роль. Но съемки «Белого Бима» снова застопорились.

На этот раз творческий процесс приостановил сам Ростоцкий. Режиссер не хотел пользоваться отечественной пленкой. Она не отличалась высокой чувствительностью, и на съемочной площадке приходилось прибегать к мощнейшим софитам. Режиссер полагал, что актеры привыкли. Но собаку он мучать ярким светом не хотел, а потому несколько месяцев провел в поиске качественной пленки «Кодак». Ростоцкому далось добиться своего. Он получил необходимый материал для съемок. Фильм «Белый Бим Черное ухо» стал в некотором роде событием в отечественном кинематографе. До выхода этой картины еще ни один советский фильм не снимали на пленке фирмы «Кодак».

Пожалуй, не было в стране зрителя, которого история Бима не заставила плакать. Картина побила кассовый рекорд в 1977 году. Она стала одной из лучших кинолент для подростков и детей. Впрочем, фильм Ростоцкого получил популярность и среди взрослых, и не только в Советском Союзе. «Белый Бим Черное ухо» был номинирован на «Оскар».

В сюжете картины присутствует сцена, в которой собака едва не гибнет на железнодорожных рельсах. Насколько сложно было снять этот эпизод, известно лишь участникам съемочной группы. Но голливудская аудитория, среди которых присутствовали выдающиеся актеры и режиссеры, после просмотра фильма Ростоцкого, аплодировала создателям советской киноленты стоя. Эта картина стала вершиной непростого творческого пути, который прошел Станислав Ростоцкий.

станислав ростоцкий личная жизнь

Личная жизнь

Нина Меньшикова – жена выдающегося режиссера. Не так просто быть супругой такого талантливого человека, как Ростоцкий Станислав. Романы с актрисами, по мнению героя этой статьи, являлись неотъемлемой частью творческого процесса. Влюбленность вдохновляла его. Причем очередное увлечение Ростоцкий не особенно скрывал от жены.

Они познакомились, будучи студентами. Однажды, встретившись на трамвайной остановке, проболтали почти час. Нина ехала в Подмосковье к своей бабушке. Ростоцкий хотел было проводить девушку, но очень уж не хотелось ехать в такую даль. Судьбоносная встреча произошла спустя несколько месяцев, когда Станислав Иосифович вместе со своим приятелем решил приступить к написанию сценария к первой картине. Действие фильма должно было происходить в сельской местности, а потому молодые сценаристы были уверены, что и работу над ним необходимо начинать не в городе, а в глубинке.

Для того чтобы не отвлекаться от творческого процесса, Ростоцкий решил пригласить Меньшикову в качестве поварихи. Девушка была давно влюблена в высокого голубоглазого красавца. А потому с радостью согласилась. Сценарий в те дни не был написан. Ростоцкий, оказавшись за городом с Ниной, понял, что нашел свою вторую половину. Они прожили долгую счастливую жизнь. Несмотря на семейные сложности, никогда не выносили сор из избы и обрели репутацию образцовой пары в советском кинематографе.

В 1957 году у Ростоцкого и Меньшиковой родился сын. Он пошел по стопам родителей, но занял в советском кино свою нишу: стал первым актером, выполнявшим все трюки самостоятельно, без дублеров. Каскадер, артист и режиссер Андрей Ростоцкий погиб в 2002 году, на съемках в Сочи.

Последние годы

В конце восьмидесятых годов лучшие режиссеры советского периода оказались в опале. Среди них был и Станислав Ростоцкий. В мир кинематографа пришли новые люди. Опытные мастера остались не у дел. Ростоцкий переживал, невозможность снимать фильмы для него стало жестоким наказанием. Он ушел из жизни в 2001 году. Спустя пятнадцать лет после его смерти был снят фильм «Тихие зори Станислава Ростоцкого». Картина посвящена творчеству одного из ярких представителей отечественного киноискусства.