Евгений Базаров: отношение к природе. Роман Тургенева "Отцы и дети"

0
0

Третий уж век занимает умы любителей русской литературы выдающийся роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Не случаен интерес читающей публики к нему. Общество встретило его первое издание полемикой. Произведение, несущее в себе вечную тему смены эпох, по своему замыслу основано на многочисленных антитезах. В нем холодному и отстраненному от проблем общества помещику Павлу Кирсанову идейно противостоит образованный и деятельный разночинец Евгений Базаров.

базаров отношение к природе

Они оба – харизматичны и способны оказывать влияние на окружающих. Показывая конфликт этих персонажей, Тургенев обнажает смену эпох, ведущую к замещению в России феодальных отношений буржуазными.

Роман о поляризации взглядов русского общества

Российское общество 60-х годов XIX века переживало тяжелые времена. Особенно остро ощущалась необходимость ликвидации крепостного права как основного препятствия для дальнейшего развития России.

Аналогичный процесс столетие назад уже прошел в Европе, которая ускоренно развивалась благодаря ограничению прав аристократии и, соответственно, демократизации. К счастью, во времена Тургенева крепостничество пало и в России. 19.02.1861 г. император подписал Манифест, освободивший крестьян от крепостной зависимости.

Примечательно, что накануне сего деяния Александр II весьма внимательно читал роман «Отцы и дети». Отношение Базарова к природе, к жизни, к обществу вызвало интерес августейшей особы. Царь, которого впоследствии люди назвали «Освободителем», знакомясь с романом классика, пытался постигнуть образ мысли новых «героев времени», Базаровых. (Как видим, даже император полагался в понимании проблем общества на прозорливость Ивана Сергеевича.)

Среди тем, поднятых классиком в этом произведении, есть и такой вопрос, как отношение к природе Базарова и Кирсанова. Рассмотрим его глубже.

О роли природы в воспитании гражданина

Не стоит приуменьшать важность такого отношения. Ведь социальный прогресс определяется не только ростом производства, но и бережным, рациональным использованием гражданами природных ресурсов родного края.

отношение к природе базарова и кирсанова

Для процветания страны важно, чтобы разные ее поколения любили природу. Такую любовь воспитывают не только настроения общества, но и искусство. Ведь только на основе любви к природе родного края, уважения его истории, понимания и разделения уклада жизни у большинства людей рождается настоящий патриотизм. Это глубоко понимал и Иван Сергеевич Тургенев.

Различные взгляды аристократов и народа на природу

В позапрошлом веке поместное дворянство, в своем подавляющем большинстве, превратилось в реакционную силу российского общества. Помещиков XIX века не устраивал прогресс, устраняющий крепостничество, освобождающий крестьян от рабства. Еще бы! Ведь многие из них, даже не обладая достойным образованием и будучи, по сути, дармоедами, полностью удовлетворялись таким состоянием дел. Для них природа была чем-то заветным, патриархальным, принадлежащим именно им.

К их негодованию, Россию захлестнули прогрессивные изменения. Аристократам все активней оппонировали, конкурируя за положение в обществе, образованные выходцы из народа, разночинцы. Последние решительно отметали поощрявшую барство псевдолиберальную идеологию, ратовали за новые капиталистические отношения, где ценность человека определялась не родовой принадлежностью к помещичьей или к дворянской касте, а реальной полезностью для общества. Они желали снятия патриархальных ограничений в использовании обществом природных ресурсов.

отношение базарова к искусству и природе

Даже по отношению к окружающему, Богом данному, диаметрально разнятся тургеневские аристократ Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Отношение к природе помещика можно охарактеризовать как поверхностно-восторженное. Он ограничивается ее созерцанием и витиеватым пустым обсуждением чисто визуальных образов. Базаров, в свою очередь, выражает сугубо прикладные взгляды на нее.

При более пристальном рассмотрении читателем обнажается формальность взглядов на природу Павла Кирсанова. (Тургенев подтверждает данную мысль дивной по своей выразительности цитатой: «...не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа».)

Примечательно, что со своим дядей Павлом Кирсановым (более, чем с Евгением Базаровым) согласен и его племянник Аркадий. Молодому студенту эстетическое удовольствие доставляют «поля пестрые, красиво и мягко освещенные». Он не воспринимает землю, как это должен делать ее настоящий хозяин.

Базаров о первичности труда

Особое, деловитое высказывает Базаров отношение к природе. Для него она – мастерская, в которой работает (а не любуется ею) человек труда. Согласно взглядам энергичного героя нового времени, окружающий мир должен не услаждать взор, а, благодаря деятельным людям, служить обществу. При этом, по мнению нигилиста, важную роль играет квалификация и профессия труженика. Евгений Базаров усматривает прогресс в творческом преобразовании природы, производимом настоящим мастером.

Подробнее о позиции Базарова

Примечательно, что отношение Базарова к искусству и природе похоже. Согласно его убеждениям, квалифицированный химик приносит больше пользы обществу, чем двадцать композиторов. Таким образом, нигилизм Евгения решительно отрицает прогрессивную роль всякого искусства («Рафаэль гроша ломаного не стоит».)

отношение базарова к природе цитаты

Выражает Базаров отношение к природе сугубо практическое, деловое, отбрасывающее всякую романтику. Он в своих рассуждениях четко следует теории нигилизма, изначально отрицающего либеральные ценности аристократии. Евгений изначально не приемлет саму основу либерализма - теорию первичной роли личности, высказанную Павлом Кирсановым. Его идеал – трудовое общество, построенное по принципу целесообразности.

Несогласие Тургенева со взглядами нигилистов

Согласен ли автор с подобными взглядами своих героев на природу? Очевидно, что нет. У него, несомненно, имеется своя точка зрения. Писатель сам был влюблен в родимый край и писал о нем столь лирично, что критики назвали написанные им строки «стихами в прозе». (Подобного признания, как известно, заслужили лишь два писателя XIX века: Иван Тургенев и Николай Гоголь.)

отношение базарова и павла петровича к природе

Неудивительно, что, создавая образ человека своей эпохи, ищущего и заблуждающегося, он не идеализирует его. Базаров – человек, видящий мир в черном и белом цветах. Его сила – в новой идеологии энергичного, полезного человека, получающего общественные блага исходя из своих реальных заслуг перед обществом. Слабость же Базарова скрыта в незрелости идеологии нигилизма, в принципиальном отрицании им искусства, романтики.

Несовершенство взглядов Базарова

Несмотря на бросающуюся в глаза практичность, классик мастерски обличает как надуманное, ненастоящее, абстрагированное от реальной жизни отношение Базарова к природе.

Цитаты из монологов Евгения на эту тему неслучайно отрывочны, схематичны. Читателю бросается в глаза, что произнесены они сухим теоретиком как-то неестественно, словно выдернуты из перечня тезисов. Все в рассуждениях нигилиста вроде бы стройно, логично, однако чего-то в них не хватает. А не хватает души!

отцы и дети отношение базарова к природе

Вот где ахиллесова пята, слабое место в теории Евгения. И именно в него наносит удар автор романа. Показательно. Одним лишь штрихом взаимоотношений Евгения Базарова и молодой богатой вдовы Анны Сергеевны Одинцовой.

Происходит естественный процесс: нигилист влюбляется, и жесткие тезисные взгляды, которые то и дело высказывает Базаров (отношение к природе, обществу, людям), терпят фиаско. Причем Базаров сам признает свое поражение, заметив в беседе с Одинцовой, что высокое чувство заставило пробудиться в нем столь презираемое дотоле романтическое начало.

Заключение

Тургеневский роман «Отцы и дети» действительно велик, поскольку он осветил главные проблемы России средины XIX века. Среди затронутых и раскрытых автором аспектов произведения – несовершенство отношения людей к тому, что дано им Богом и что их окружает. Отношение Базарова и Павла Петровича к природе России – яркая тому иллюстрация. Для первого она – это пахотная земля, лесная древесина, камень и ископаемые. Для второго (аристократа) – всего лишь мимолетная картинка за окном экипажа, причем далекая и безразличная.

Тургенев же языком творчества доказывает, что родная природа для человека-гражданина должна быть двоякой: и материальной, и романтичной одновременно.