Народный промысел Центральной России: размещение и центры

0
0

Народные промыслы Центральной России кратко описать очень сложно, так как в каждом регионе еще издавна зарождались свои, особенные идеи. Сейчас данные произведения искусства имеют лишь эстетическое назначение. А раньше они должны были не только радовать глаз, но и приносить пользу человеку. Применяя различные технологии, народные умельцы изготавливали настоящие произведения искусства из простых подручных материалов. А ими были камень, древесина и глина.

Исторические корни

Народный промысел Центральной России в виде различных ремесел стал зарождаться в пятнадцатом-шестнадцатом столетиях. Тогда изготовлением произведений искусства занимались мастера, которые со временем стали образовывать целые поселения.

Но людей подтолкнуло к развитию своих творческих способностей совсем не стремление к прекрасному, а голод и нищета. Основные заработки жителям территории современной России приносил летний период. В это время крестьяне трудились на земле, собирали урожай, выпасали скот. На зиму селяне делали заготовки, но растягивать запасы на весь «мертвый сезон» было очень сложно. Поэтому для того, чтобы хоть как-то выжить и прокормить семью, люди стали создавать поделки, которые отправляли на продажу. Активно торговать собственноручно изготовленными произведениями жители начали в семнадцатом веке.

народный промысел центральной россии

Активнее всего народные художественные промыслы Центральной России развивались в тех местах, где было достаточное количество сырья. То есть в лесистой местности преобладали деревянные поделки, в регионах с каменистой почвой – каменные изваяния. Также немалую роль играл интерес со стороны покупателей, который стимулировал народных умельцев создавать определенные сувениры.

Пик активности

В девятнадцатом веке география народных промыслов Центральной России охватила множество регионов. Причем везде творческая активность росла сумасшедшими темпами. Народные промыслы коснулись не только крупных городов, но и небольших деревень. Мастера, трудившиеся в глубинке, придерживались народных взглядов и использовали традиционные техники. Люди, которые творили вручную, представляли виртуозные произведения.

Во второй половине девятнадцатого столетия возникали и новые стили, способы и методы обработки материалов. Большинство техник было изобретено и освоено в школах иконописи. Изначально ученики школ делали вещи на заказ. Поделки предназначались для церквей и монастырей. Вскоре технологии иконописцев стали применять умельцы в мастерских при имениях помещиков. Домашнее производство также изготавливало для продажи ковры, кружевные и узорчатые ткани.

Период Советского Союза

Большие новшества в народные художественные промыслы Центральной России внесла Великая Октябрьская социалистическая революция. В двадцатых годах двадцатого века произошло очередное возрождение творческой активности. После окончания революции мастера кустарных производств стали объединяться в промысловые артели. Их основной целью было освобождение от влияния скупщиков.

народные художественные промыслы центральной россии

С началом Великой Отечественной войны народный промысел Центральной России пошел на спад. Но люди все равно жаждали прекрасного, они хотели переключить свое внимание с происходящих событий.

В послевоенные годы артели взращивали молодых художников и мастеров. Народное творчество вошло в фазу активного развития. Но в 1960 году была проведена ликвидация промысловой кооперации. На базе артелей были сформированы фабрики и комбинаты. Они сохранили традиции, возникшие еще в пятнадцатом веке, и пронесли их до наших времен.

Гжель

Народный промысел Центральной России, который известен всему миру – это гжель. Такое наименование данный вид творчества получил благодаря названию деревни, в которой он зародился и которая стала центром его развития. Недалеко от Москвы расположена совокупность населенных пунктов, в которых возникло это ремесло. Но главным из них все же являлось село Гжель. Такое же название носит не только населенный пункт, но и предприятие, на котором мастера возрождают традиции предков.

Эта роспись ярко представляет народные промыслы центральной России. Гжель – это рисунки голубовато-синего цвета, которые нанесены с помощью кобальта на фарфоровые изделия белого цвета.

Первые упоминания о данном народном промысле появились еще в четырнадцатом веке. Это свидетельствует о том, что зарождение росписи произошло до активного развития кустарной промышленности. Данная технология на протяжении многих лет переходила из поколения в поколение. Мастерские, изготавливающие декорированный фарфор, наследовались детьми московских князей и царей. Эта волость приносила своим владельцам хороший доход.

размещение народных промыслов центральной россии

Изначально керамические изделия «под гжель» изготавливались для личного пользования. Но при избытке произведений их стали вывозить на торговые ярмарки в столицу. Там мастера делились своими знаниями с другими умельцами. Так данный вид искусства получил распространение далеко за пределами одной маленькой деревушки.

Не только художественная керамика, но и сам центр её изготовления получил известность. В восемнадцатом веке там стали производить декоративные изделия из майолики. Эти произведения становились украшением домов, в частности печей и каминов.

Технология на протяжении времени совершенствовалась. И если роспись по майолике была разноцветной, то вскоре мастера стали останавливаться на классическом синем цвете. Благодаря применению кобальта в росписи по полуфаянсу, умельцы достигли идеальных произведений. Применение именно этой краски обусловлено её устойчивостью к термической обработке, лучшим соединением с глазурью, блеском и долговечностью. В рисунках, нанесенных на поверхность керамических изделий, присутствовали элементы оживления предметов.

Дымковская игрушка

Дымковская слобода, стоящая на берегу реки Вятки, родила еще один народный промысел Центральной России. Именно там жили умельцы, которые на гончарном круге изготавливали хозяйственно-бытовые товары и игрушки. Последние представляли собой свистульки, которые забавляли детей. По преданию считалось, что свистом можно приманить бога солнца – Ярилу. Вятичи даже отмечали своеобразный день весны и тепла. Поэтому свистульки в виде различных зверей были настолько яркими и нарядными, что дарили людям ощущение праздника.

география народных промыслов центральной россии

Мастера делали свои произведения красочными и пестрыми. Чаще всего игрушками становились животные с хозяйственного двора – индюки, петухи, утки, бараны.

Через много лет после этого известный художник Апполинарий Васнецов изображал на своих полотнах дымковские игрушки. Он приходил в полный восторг при упоминании о свистульках и восхищался ими, как античными скульптурами.

Палех

Многие центры народных промыслов Центральной России давали свои названия произведениям. Так произошло и с Палехом. Эта деревня была крупной торгово-ремесленной точкой. Именно в ней можно было приобрести заморские товары. На возникновение данного вида кустарного производства повлияла развитая творческая сфера. В Палехе находились мастерские, занимающиеся иконописью.

В начале двадцатого века в деревне росписью покрывалось все, что только можно – шкатулки, украшения, письменные принадлежности, блокноты, коробки для хранения табака, пудреницы.

Благодаря палехской миниатюре в обиход вошли такие материалы, как черный лак и папье-маше. Именно такой темный фон был отличительным признаком данного ремесла. Лаковая поверхность очень приковывает взгляд.

Федоскинская миниатюра

Размещение народных промыслов Центральной России характеризуется наличием сообщения с Москвой. На севере от столицы находится и древнее село Федоскино, где появились зачатки достаточно редкого вида искусства – изготовления изделий с применением папье-маше и металлизированных элементов. К девятнадцатому веку это ремесло достигло промышленных масштабов.

центры народных промыслов центральной россии

Ассортимент товаров, оформленных с помощью такой техники, достаточно широк. К нему относятся:

  • различной формы табакерки и портсигары;
  • спичечницы;
  • чайницы;
  • кошельки;
  • шкатулки и т. д.

Миниатюра была представлена двумя техниками: «по плотному» и «по сквозному». Основными сюжетами, изображенными на изделиях, были бытовые сцены, пейзажи, портреты. Присутствовали элементы истории и мифологии.

Холуй

Народные промыслы Центрального района России с применением техники папье-маше зародились достаточно давно. Но наиболее молодым из них является холуйская лаковая живопись. У местных жителей не было пахотной земли, поэтому большинство занимались каким-либо ремеслом. Многие дома в деревушке имеют резьбу в виде самых разнообразных фантастических сущностей. Это говорит о том, что в населенном пункте присутствовала творческая атмосфера. Люди в основном писали иконы и вышивали. Но иконопись вскоре перестала быть актуальной, и народные умельцы стали осваивать технику писания миниатюр. Данная живопись имела место не только на небольших товарах, но и на крупногабаритных предметах. Это позволило изображать несколько сюжетов одновременно.

народные промыслы центрального района россии

Жостковские подносы

Изначально в Жостково, помимо подносов, изготавливали и другие предметы обихода – шкатулки, табакерки, марочницы. Но именно данная вещь принесла известность мастерам из этой деревни. На поверхности изделий умельцами изображаются цветочные орнаменты, которые олицетворяют буйство природы. В мастерской Филиппа Вишнякова первые подносы изготавливали из папье-маше. В девятнадцатом веке данный предмет стали делать из металла. Наиболее известным является поднос овальной формы, который расписан живописью по перламутровому покрытию. На каждом изделии стоит клеймо, по которому можно определить историю возникновения этой вещи.

народные промыслы центральной россии кратко

Ростовская финифть

Этот вид кустарникового промысла имеет очень глубокие корни. Финифть представляет собой роспись по металлической поверхности, которая покрыта эмалью. Она отличается хорошей устойчивостью, изделия сохраняют свой привлекательный вид даже по прошествии длительного времени. Как и многие другие промыслы, ростовская финифть зародилась благодаря иконописцам. Она украшала не только изображения ликов святых, но и другие предметы церковного обихода. Данная роспись отличается большим многообразием сюжетов. Это цветы, известные персоны, фольклор, история. Специальные краски после обжига придают рисунку яркость и блеск.

народные промыслы центральной россии гжель

Платки Павловского Посада

Народные промыслы населения Центральной России отразились и на предметах одежды. Издавна платок считался очень желанным подарком для каждой девушки. Он символизировал девичью нежность и красоту. При изготовлении данного товара применялась технология набивки. Таким способом наносились самые разнообразные рисунки, узоры и орнаменты. Преобладали в основном цветочные, растительные мотивы. Каждый платок расписывался вручную и превращал простой аксессуар в настоящее произведение искусства.