Пепельная среда у католиков

0
0

Христианские церкви чтут Великий пост. Но обряды, связанные с этим долгим воздержанием от мясной пищи, у католиков и православных отличаются. В западной христианской традиции, например, есть такое понятие, как «пепельная среда». Что это за день такой? С чем он связан? Какие церковные и народные обряды проводятся в пепельную среду, в частности, у славян? Мы расскажем об этом в нашей статье. Но следует отметить, что назначение, смысл Великого поста у католиков и православных одинаковый. Это период духовного и телесного воздержания, который необходим для того, чтобы достойно встретить светлый праздник Воскресения, Пасху.

Пепельная среда

Магическая цифра «40»

В Евангелиях описывается, что Христос, прежде чем явиться людям у реки Иордан, сорок дней постился в пустыне. Там Он был искушаем дьяволом, но выдержал все соблазны. Вслед за Иисусом, христиане православных, католической и некоторых протестантских церквей также отмечают сорокадневный пост. Он называется Великим, поскольку по протяженности больше других в году. Но тут у католиков и православных существует разница. Первые держат пост не 40, а сорок шесть календарных дней. А православные – целых 48 суток. Таким образом, поскольку Пасха во всех христианских деноминациях отмечается в воскресенье, первый день Великого поста у католиков приходится не на понедельник, а на третий день недели. Он и называется «пепельная среда». В православии отмечаются 40 дней поста Христа в пустыне и Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще шесть суток «Святой седьмицы» - Страстной недели. Начинается этот период строгого воздержания в «чистый понедельник». Католики постятся сорок дней, но не постоянно. Они делают исключения для воскресений и для праздника Благовещения. Итого получается 46 календарных дней.

Пепельная среда у католиков что это

Пепельная среда у католиков: что это?

В западной традиции христианства тоже есть понятие Масленицы. Этот веселый период до начала Великого поста называется карнавал. Этимология слова весьма наглядна. «Карнавал» происходит от восклицания «carne, vale!». В переводе с итальянского языка оно означает «мясо, прощай!» Как и в православной Масленице, в западноевропейских странах принято было кутить и гулять от всей души. Позже народные уличные шествия превратились в костюмированные карнавалы. Но суть праздника от этого не изменилась. Народ пытался погулять напоследок, пока не грянул Великий пост. У католиков период карнавала заканчивался «Жирным вторником». А наутро наступала «Пепельная среда». В этот день христианский народ держит строгий пост. И хотя у католиков по воскресеньям нет никакого ограничения в еде, отказ от мяса отмечается особо трагично. В первый день Великого поста христианам латинского обряда предписывается задуматься о бренности своего земного существования и иллюзорности удовольствий в юдоли скорби.

пепельная среда у католиков

Как отмечается пепельная среда у католиков

Почему это третий день недели, мы уже выяснили. Остается только прояснить вопрос с пеплом. В древней иудейской традиции, которая прослеживается в Ветхом Завете, посыпание головы золой было жестом сокрушения и покаяния. Этого и ждет католическая церковь от своих верных после буйных дней карнавала. В пепельную среду в храмах священники посыпают золой головы прихожан или рисуют ею на их лбу крест. Пепел этот не простой. Его собирают от сожжения ветвей прошлогоднего Пальмового воскресенья (дня вступления Иисуса Христа в Иерусалим). Смысл первого дня Великого поста явственно звучит и в словах священников, которые посыпают пеплом прихожан. Они говорят «Ты – прах, и в прах вернешься» или же «Покайся и веруй в Евангелие». Таким образом, добрый католик должен осознать бренность земных радостей и воскресить в себе надежду на другую, вечную жизнь.

Пепельная среда у протестантов

История церковного обряда

Несмотря на то что Великий пост христиане держали с первых веков нашей эры, пепельная среда появилась значительно позже. Считается, что каяться в грехах в первый день долгого периода воздержания предложил Григорий Великий (конец 6 – начало 7 века). Но окончательно обряд оформился и стал частью католической литургии лишь в десятом столетии. Так, архиепископ Кентерберийский Эльфрик Эбингдонский писал на рубеже 1000 года: «В Ветхом и Новом Заветах мы читаем, что люди, которые каялись в своих грехах, облачались в рубище и посыпали главу пеплом. Будем же и мы совершать то немногое перед началом Великого Поста. В ознаменование нашего раскаяния и смирения будем посыпать наши головы пеплом, чтобы лучше пройти покаяние в грехах». После «марди гра» (жирного вторника) в церквях принято читать из Евангелия от Матфея Нагорную проповедь Христа.

Пепельная среда в славянской традиции

Слияние народных верований и церковной литургии

Как это часто бывает, на христианские традиции наложили свой отпечаток древние языческие обряды. В православии Масленица – это тоже период проводов зимы и чествование прихода весны. Пепельная среда в славянской традиции также не исключение. В этот день судили и сжигали (в некоторых странах обезглавливали) чучело «Мясопуста». Зима в народных поверьях ассоциировалась со смертью. Поэтому ее чучело тоже топили либо сжигали. Считалось, что первый день Великого поста имеет прямое влияние на восхождение льна и других трав и злаков, на то, чтобы курицы и другие домашние птицы хорошо неслись, а цыплята росли здоровыми. А потому в пепельную среду нельзя было ткать и шить. Повсеместно проходили «похороны Мясопуста». У западных и южных славян это были процессии ряженых. Поскольку этот день знаменовал собой границу между карнавалом и постом, хозяйки помоями, оставшимися от жирного вторника, мазали ноги домашним и скотине. Считалось, что это убережет всех от укусов змей и хворей. Вообще, в традиции славян в этот день продолжались гуляния, но с подтекстом: «Следует очиститься!» Поэтому во многих странах заправляли праздником пепельной среды женщины. Они ходили с мыльным раствором (в других местах с сажей/мочалами/бритвами) и нападали на мужчин. Те, чтобы не быть измазанными или обритыми, должны были откупаться. За вырученные деньги женщины вечером кутили в корчме.

Пепельная среда элиот

Пепельная среда в изобразительном искусстве и литературе

В творчестве поэтов и художников этот день переосмысливался как преодоление духовного рубежа, обращение и даже озарение. Как бытовые сценки из народной жизни пепельную среду изобразил польский художник Ю.Фалат. А представитель стиля бидермайер К. Шпицвег показал духовную составляющую этой даты. Поэма «Пепельная среда» Элиота также отражает озарение и обращение измученной души к Богу, желание очиститься и возродиться в небесном сиянии. Произведение это очень загадочное и считается попыткой поэта произвести самоанализ, а также отражает его обращение в англиканство.