Педагогическая культура - это характеристика личности педагога. Компоненты педагогической культуры

0
0

Учитель или педагог – это человек, который своей личностью подает пример учащимся. Успешное обучение детей, их воспитание и знания по предмету напрямую зависят от личностных качеств педагога. В свою очередь, они являются составляющей педагогической культуры. В нашей статье мы рассмотрим данное явление, а также его компоненты.

педагогическая культура это

Определение научного термина

Многие считают, что педагогическая культура – это характеристика личности учителя, рассматриваемая в процессе воспитательной и образовательной деятельности. И с этим никто не поспорит.

В педагогике есть аналогичный термин, которым обозначают характеристику учителя, - "психолого-педагогическая культура". Он означает степень профессионализма.

Преподаватель для каждого ребенка – это образец для подражания. Такой человек должен много работать над своей личностью, так как его главной задачей является передача различных знаний на качественном уровне. Кроме того, он должен суметь привить детям любовь к своему предмету, профессии, к школе или университету и, наконец, к Родине.

Личностные качества педагога

Рассматривая педагогическую культуру, следует изучить и личностные качества, которыми должен обладать учитель. В первую очередь с ними ассоциируются высокая нравственность, эрудиция, а также интеллигентность. Ведь профессиональный педагог, независимо от внешних факторов, всегда доброжелателен к ученикам.

личностные качества педагога

Высокая культура прослеживается в последовательном и логичном поведении учителя. Он глубоко анализирует поступки каждого из учеников и, конечно же, верит в их силы и способности. В целом профессиональные качества педагога включают определенные аспекты. К ним можно отнести:

  • любовь к детям и к работе;
  • честность;
  • тактичность;
  • культуру речи;
  • доброжелательность;
  • самоотдачу;
  • любознательность;
  • принципиальность.

Наличие таких черт в характере педагога как раз и определяет его уровень культуры, а также возможность влиять на образовательный процесс.

Профессиональные качества педагога предусматривают предрасположенность данного человека к учебно-воспитательной деятельности, а также умение достигать поставленных целей. Но без богатой эрудиции, широкого кругозора, а также терпения, доброжелательности, способностей к самосовершенствованию и целеустремленности учитель в своей работе этих целей достичь не сможет.

профессиональные качества педагога

Как известно, даже совершенное знание предмета недостаточно для преподавателя. Он еще должен уметь доходчиво и интересно изложить свои познания в предмете. Это тоже один из непременных аспектов его профессионализма.

Процесс формирования педагогической культуры должен начаться с первой лекции в университете, в то время как совершенствование умений и навыков должно проходить с первого до последнего дня педагогического стажа.

Основы всех основ

Давайте еще раз рассмотрим общие компоненты педагогической культуры. Они включают:

  • чувство такта учителя;
  • умение выражать свои мысли;
  • знание техники преподавания;
  • общую эрудированность;
  • достойный внешний вид.

Чуть ниже мы рассмотрим каждый компонент более подробно.

чистота речи

Тактичность

Педагогический такт – это умение учителя грамотно выражать свои просьбы, а также требования. Хороший педагог может требовать выполнение различных заданий мягким тоном. Кроме того, он умеет в виде просьбы отдать распоряжение.

Высокой педагогической культурой предусмотрена и способность внимательно слушать своего собеседника, независимо от его личности. Учитель должен уметь разговаривать, как с мальчиком, так и с девочкой, как со взрослым, так и с ребенком. Он умеет тактично выслушать своего собеседника, даже если его высказывание неверно. Без грубости и сарказма он озвучит свое мнение.

компоненты педагогической культуры

Культура речи

Чистота речи также является важной составляющей педагогической культуры. Для педагога должно быть главным умение общаться не только с детьми, но и с их родителями. Профессия учителя находится в категории «человек – человек». Без навыков грамотного выражения своих мыслей, а также без правильного оформления их, нельзя рассчитывать на успех в педагогической карьере.

Основными компонентами речевой педагогической культуры являются вербальное и невербальное общение. Вербальному, то есть к словесному общению, помогают следующие качества:

  • Чистота речи, предполагающая соблюдение не только грамматических, но и стилистических, а также орфоэпических норм языка.
  • Выразительность во время высказывания. Учитель должен рассказывать не только с выражением, но и с правильной интонацией.
  • Громкость. Преподавателю нужно разговаривать с той громкостью, которая будет соответствовать слушателям. Не нужно говорить слишком громко, но и шептать тоже не стоит.
  • Богатство речи. Высказывания педагога должны быть наполнены синонимами, фразеологизмами, афоризмами, поговорками, а также пословицами.

Как видите, педагогическая культура – это целый свод умений, который совершенствуется только во время практики.

К невербальной культуре принято относить жесты, позы, прикосновения, а также мимику. Учитель должен хорошо чувствовать свое тело, уметь им владеть, то есть уметь демонстрировать, что он открыт для обучающихся, а значит, находится в ожидании их ответа или внимательно их выслушивает. Грамотный и тактичный педагог способен одним взглядом показать ученику, что тот ошибается.

внешний вид педагога

Эрудированность

Мы с вами переходим к следующей составляющей – это эрудиция. Талантливый педагог хорошо эрудирован. У него развит кругозор. Он способен ответить на все вопросы по его предмету, а также может рассказать много интересного, что не связано с его сферой деятельности. Для того чтобы эрудиция развивалась, необходимо читать не только художественную, но и научно-популярную литературу, следить за событиями в стране и в мире.

Бывают такие случаи, когда дети проверяют своих учителей, то есть они задают педагогам хитрые вопросы. И нередко бывает так, когда учитель не может найти ответа. В таких ситуациях учитель, к сожалению, может потерять уважение своих подопечных.

Педагогические технологии

Как видите, педагогическая техника организована из множества компонентов. И в это множество входят умение владеть поведением, голосом, мимикой, а также правильно выстраивать отношения с воспитанниками.

Но, помимо этого, педагогическая техника включает в себя и способность сопереживать окружающим и выявлять творческое начало у детей. Талантливый учитель легко организует коллективную деятельность. Если он качественно владеет педагогической техникой, то поощряет коллективное творчество в классе, а также поддерживает демократическое самоуправление в нем.

Данное умение можно совершенствовать не только преподаванием на уроке, но и выполнением специальных психологических упражнений в домашней обстановке перед зеркалом.

Таким образом, педагогическая культура – это и отношение учителя к своей персоне, включающий интерес к учебному процессу, самоанализ, а также рост профессионализма.

Внешность

Внешний вид педагога является важным компонентом культурной педагогической деятельности. Он включает в себя не только умение одеваться, но и выглядеть так, как того требует занимаемая должность. Педагог будет примером для подражания, если он аккуратен и опрятен, носит элегантную одежду, а также в минимальном количестве использует косметические средства.

Вспомните свое отношение к преподавателям, которые недостаточно внимательно относились к собственному внешнему виду. Зачастую они вызывали у нас пренебрежение к себе и своему предмету.

И раз уж мы с вами говорим о внешнем виде учителя, то следует добавить, что педагог должен быть еще и уверенным в себе. Не только дети должны уважать его личность, но и он тоже.

Функции педагога

От компонентов культуры мы переходим к функциям, которые выполняет учитель. Их тоже немало:

  1. Трансляция знаний, умений и навыков.
  2. Формирование точки зрения обучающихся.
  3. Расширение кругозора у детей.
  4. Формирование и развитие осознанного поведения учеников в современном ему обществе.
  5. Развитие эстетического вкуса и предпочтений каждого ребенка.
  6. Поддержание, а также развитие его психического и физического здоровья.

основы педагогической культуры

В заключение

Педагогическая культура – это ряд важных качеств и особых умений, которыми в совершенстве должен обладать учитель для того, чтобы успешно реализовывать свою образовательную деятельность. Педагог на протяжении всей своей жизни должен работать над собой, совершенствовать свои умения и навыки, а также ежедневно повышать собственную культуру.

В нашей статье мы рассмотрели основы педагогической культуры. Надеемся, что статья ответила на ваши вопросы по данной теме.