Великорецкий крестный ход: история, дата, протяженность маршрута, отзывы паломников

0
0

Ежегодно в начале июня десятки тысяч наших соотечественников оставляют свои привычные занятия и со всех концов страны устремляются в город Киров, чтобы стать участниками Всероссийского крестного хода, вместе с которым им предстоит пройти 150 километров пути. Это древняя традиция несёт в себе духовную красоту минувших веков, неразрывно связывая их с сегодняшней жизнью.

Великорецкий крестный ход

Дивный свет в лесной чаще

История Великорецкого крестного хода берёт своё начало в XV веке, а связана она с одним весьма необычайным событием. Как повествует церковное предание, бытующее на Вятской земле уже более шести веков, благочестивый крестьянин из деревни Крутицы Семён Агалаков, проходя однажды лесистым берегом реки Великой, был поражён открывшимся перед ним зрелищем: чуть в стороне из чащи деревьев исходил таинственный свет, как будто там горела сотня свечей. Оробев при виде такого чуда, крестьянин осенил себя крестным знамением и поспешил дальше.

На обратном пути он вновь был остановлен светозарными лучами, исходившими из лесного мрака. На этот раз Семён пересилил страх и, творя молитву, углубился в чащобу. Каково же было его изумление, когда, раздвинув ветви деревьев, он увидел бьющий из земли родник, а возле него - источник дивного света которым оказался, образ святителя Николая Чудотворца.

Перенесение чудотворной иконы в город Хлынов

С великим благоговением поднял с земли Семён Агалаков свою находку и, принеся в деревню, передал настоятелю местной церкви. Далее предание сообщает, что вскоре после обретения иконы Господь стал через неё являть людям дивные чудеса исцелений, молва о которых быстро разнеслась по округе.

Маршрут Великорецкого крестного хода

Произошло это событие в 1383 году, а спустя несколько лет решением епархиального руководства чудотворный образ был перенесён в город Хлынов, являвшийся в те времена столицей Вятского края. Причиной тому послужило принявшее широкий размах почитание новообретённого образа и невозможность разместить в деревне всё возрастающее количество паломников. Однако жители Хлынова дали обещание ежегодно возвращать бесценную реликвию к месту её обретения. Так и родилась в народе традиция раз в год совершать Великорецкий крестный ход.

Водный и сухопутный маршрут крестного хода

Спустя почти три столетия преосвященный архиепископ Вятский и Великопермский Александр (Ильин) издал указ о праздновании дня Великорецкой иконы (так её стали величать, поскольку обретена она была на берегу реки Великой) 24 мая (6 июня). Первоначально маршрут Великорецкого крестного хода был водным и пролегал по двум рекам ─ Вятке и Великой.

Все принимавшие в нём участие совершали этот длительный путь на лодках и плотах, но позднее, уже в 1778 году, епископом Вятским Лаврентием (Барановичем) было дано указание разработать сухопутный маршрут, который используется и поныне. Сегодня, как и в прежние времена, движутся нескончаемые процессии паломников из города, именовавшегося когда-то Хлыновым, в 1780 году переименованного в Вятку, а с 1934 года и поныне носящего имя Киров.

Традиция, пережившая революцию

В течение веков на всём протяжении своего 150-километрового пути от Вятки до села Великорецкого и обратно паломники совершали молебны в приходских храмах древних сёл: Макарье, Загарье, Бобино, Горохово, Монастырское, Филейское и Медяны. Едва появлялись вдали хоругви, за которыми тянулся нескончаемый поток Великорецкого крестного хода, как оглашал округу перезвон колоколов деревенских церквей.

Патриарх Кирилл Великорецкий крестный ход

В первые послереволюционные годы традиция, сложившаяся на протяжении минувших веков, неуклонно соблюдалась, несмотря на все противодействия новой власти. Как в прежние времена, тысячи паломников Великорецкого крестного хода собирались в установленный день на Соборной площади города Вятки и оттуда начинали свой пятидневный путь.

Утрата бесценного образа

Однако в 1935 году, во время очередной антирелигиозной кампании, городской кафедральный собор, в котором хранилась икона, почитаемая с конца XIV века, снесли, а всё находившееся в нём церковное имущество конфисковали, или, попросту сказать, разграбили сами же представители новой власти.

Тогда же бесследно исчез и чудотворный образ святителя Николая, что стало причиной прекращения массовых Великорецких крестных ходов, но не помешало отдельным верующим, а также небольшим их группам совершать ежегодные паломничества на берег реки Великой, где за пять с лишним веков до этого была обретена пропавшая святыня.

Паломники Великорецкого крестного хода

Запрет на проведение крестных ходов

Продолжались они и в тяжелейший период сталинских репрессий, развёрнутых в отношении служителей церкви, и в годы Великой Отечественной войны. Наибольшее же противодействие одиночному паломничеству, пришедшему на смену Великорецким крестным ходам, было оказано правительством уже в хрущёвские времена, когда в 1959 году вышло официальное постановление о их запрещении.

С тех пор каждый год в преддверии дня празднования Великорецкой иконы на всех подступах к месту её обретения расставлялись наряды милиции, в обязанность которых входило не только останавливать паломников, но и, посадив в автобусы, отвозить как можно дальше от цели их пути. Однако даже и эти меры не могли заставить благочестивых людей нарушить сложившуюся веками традицию.

Возрождение древнего обычая

С наступлением перестройки и изменения политики государства в отношении церкви нелепое постановление 1959 года было отменено, однако в течение последующих четырёх лет маршрут Великорецкого крестного хода был значительно сокращён и, начинаясь от села Чудинова, составлял всего 10 км. Лишь с 1993 года его участники получили возможность проделать в течение пяти дней все 150 километров, отделяющие город Киров от места обретения иконы на реке Великой.

Между тем в полной мере возродить традицию минувших веков тогда не удалось, поскольку все храмы, возле которых паломники некогда останавливались и совершали молебны, были разрушены или находились в запустении. Впереди предстоял ещё длительный период их возрождения. Именно тогда и вошло в обыкновение совершать литургии прямо в поле или на берегу реки, используя для этого походные церкви. Подобная форма богослужения широко практикуется и поныне.

Великорецкий крестный ход отзывы

Рождение новых традиций

Любопытно отметить, что в постперестроечные времена сложился целый ряд новых традиций Великорецкого крестного хода (Киров ─ село Великорецкое на берегу реки Великой). Одна из них состоит в том, что многие паломники, придя на место, окунаются в воды лесного источника, возле которого Семёном Агалаковым была обретена чудотворная икона.

Кроме того, в сёлах Мурыгино и Медяны, расположенных на пути следования процессии, вошло в обычай встречать крестный ход всем миром от мала до велика. При этом пожилые люди встают на колени и, крестясь, кладут поклоны образу Николая Чудотворца, тогда как молодёжь, взявшись за руки и выстроившись цепочкой, проходит под иконой, получая благословение Мирликийского святого.

Устав всероссийского крестного хода

К 2000 году число желающих принять участие в Великорецком крестном ходе возросло настолько, что ему был придан всероссийский статус, а в 2008 году их число достигло 30 тыс. человек, превысив тем самым максимальный показатель, зафиксированный в дореволюционный период и составлявший 27 тыс. паломников. Это послужило основанием для разработки и утверждения особого Устава крестного хода, регламентирующего все аспекты его организации и проведения.

Великорецкий крестный ход история

В последующие годы, на основании этого документа, а также по благословению святейшего патриарха Кирилла, Великорецкий крестный ход совершается регулярно с 3 по 8 июня. Начинается он в Кирове и после пяти дней напряжённого пути, прибывает в село Великорецкое, расположенное на берегу реки Великой, где совершаются главные торжества.

Старообрядческий крестный ход

С 2002 года этот же путь, хотя и несколько изменив маршрут следования, стали проделывать и старообрядцы ─ представители ряда религиозных течений внутри православной церкви, отвергших предпринятую в XVII веке реформу патриарха Никона. Своё шествие они приурочивают к празднованию Рождества Николая Чудотворца и проводят его ежегодно в течение четырёх дней с 9 по 13 августа. Из этого можно заключить, сколько километров Великорецким крестным ходом преодолевают старообрядцы. Поскольку в день они могут пройти не более 30 километров, то, по всей видимости, их маршрут не превышает 120 километров.

В августе 2005 года во время очередного шествия от сердечного приступа скончался митрополит Московский и Всея Руси Андриан, занимавший пост предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви. Именно он являлся инициатором возрождения среди старообрядцев Великорецких крестных ходов.

Отзывы участников

Заслуживают внимания и высказывания тех, кто счёл нужным на страницах интернет-сайтов поделиться своими впечатлениями об участии в пятидневном шествии к берегам реки Великой. Многие, в словах которых чувствуется необычайный эмоциональный подъём, вызванный пережитыми событиями, пишут о том, какое на них произвела неизгладимое впечатление вера тысяч людей, движимых общим религиозным порывом.

Великорецкий крестный ход Киров

Всех поражает необычайное духовное единство самых разных людей, принимавших участие в крестном ходе. Ведь среди них, по словам участников хода, есть молодые и старые, здоровые и больные, те, чей вид свидетельствует о принадлежности к обеспеченной категории граждан, и те, кто явно оказался за бортом жизни.

Ежегодно в середине июня в Сети и на страницах печатных православных изданий появляется множество отзывов паломников. Каждый из них делится своими впечатлениями и по-своему описывает пережитые им волнения. Но во всех сообщениях, как правило, красной нитью проходит общая мысль о том, что Великорецкий крестный ход - это «одно из чудес земли Русской». И ощутить это в полной мере можно лишь прошагав своими ногами 150-километровый путь, ведущий к роднику истинной православной веры.