Виды СМИ. Средства массовой информации. Газеты, журналы. Печатные и электронные СМИ

0
0

Практически невозможно представить себе любой мир без средств массовой информации, даже какой-нибудь постапокалиптический. А наш современный и подавно. При этом их первые аналоги появились еще в Древнем Риме. История не стоит на месте, и одновременно с развитием общества и технологий появлялись и развивались все новые виды СМИ. На данный момент таких разновидностей немало, и каждый сам волен выбирать наиболее удобный и доступный ему способ получения информации.

виды сми

Начало начал. Газетная периодика

Газеты стоят у истоков развития СМИ. Еще в древнем мире общество всегда хотело быть в курсе всех происходящих событий. Устной передачи новостей, слухов и сплетен было явно недостаточно, поэтому еще при Цезаре в Римской империи в начале нашей эры начали выпускаться текущие хроники, записанные вручную на глиняных табличках. А непосредственно название первого периодического издания – газета – появилось лишь в 16-м веке в Италии.

Ежедневный информационный листок можно было приобрести за мелкую монету с таким названием (газетта). Несомненные достоинства этого издания остаются неизменными уже долгое время - актуальность, общедоступность, периодичность. Люди на протяжении столетий привыкли доверять печатным носителям, к тому же интернет не везде ловит, телевизор не возьмешь в дорогу, а любимый журнал или газета всегда под рукой. Единственный минус все же в том, что даже ежедневное издание не настолько оперативно поставляет новости, как то же ТВ или интернет.

Классификация печатных СМИ

Преимуществом периодических изданий является то, что они серийные, выходят в строго определенное время (каждый день, один раз в неделю или в месяц) и в основном имеют определенную тематику. Они могут быть федеральными, региональными, местными или корпоративными, то есть разделяются по административно-территориальному уровню. Что немаловажно, ведь читателей интересуют не только мировые новости, но и то, что происходит в их родном городе.

Есть еще несколько классификаций периодики: целевое назначение и содержание. Те же газеты, журналы могут быть универсальными, специализированными или отраслевыми. А контент зависит от аудитории, на которую рассчитано издание. Это может быть конкретная качественная информация, массовая для всех слоев населения или желтая пресса со всевозможными сплетнями, слухами и домыслами.

газеты журналы

Широкий спектр печатных изданий

С ростом популярности электронных СМИ печатным пророчили полное забвение. Однако же время идет, а газеты, журналы и прочая периодика остаются все так же востребованными. Направление не просто не устаревает, но и продолжает развиваться. Телевизор не вытеснил газету, а мирно с ней сосуществует. Кроме того, «в живых» остаются и другие печатные виды СМИ: справочники, дайджесты, корпоративные издания, бюллетени, листовки. Подробнее о каждом, чтобы разобраться в их отличиях:

  • Газета – небольшое по объемам издание, выходит часто, через короткие промежутки (ежедневно, два-три раза в неделю), возможно с однократным увеличенным объемом один раз в неделю. В основном ее содержание состоит из свежих общественно-политических новостей и другой актуальной информации, с рекламой и небольшой развлекательной частью.
  • Журнал значительнее по объему, выходит один раз в месяц (возможно также в неделю или в квартал), имеет определенную тематику (политическую, научную, спортивную и тому подобную), а также постоянную рубрикацию.
  • Корпоративным изданием может быть как газета, так и журнал, доносящий новости определенной компании, ее достижения и будущие проекты, направлен на формирование корпоративной культуры.
  • Дайджесты несут в себе краткую информацию о наиболее интересных публикациях в определенной сфере.
  • Альманах – довольно редкое издание, выпускается в среднем раз в год в виде сборника научно-популярных или литературно-художественных публикаций.

виды сми в россии

Первый вид электронных СМИ

Радио изобрели еще в конце 19-го века, с тех пор оно прочно вошло в нашу жизнь и выходить из нее не собирается, каким бы прогрессивным не становилось человечество. Радио как средство массовой информации существует уже более 75 лет и является наиболее актуальным, доступным и комфортным для восприятия. Его слушают всегда и везде без отрыва от текущей деятельности: дома, на работе, в маршрутке, в автомобиле и так далее. Подавляющее большинство радиостанций – развлекательной направленности, но они обязательно имеют новостной блок, а возможно, и другие общественно-политические программы, и, конечно же, рекламу, без которой невозможно существование какого-либо вида СМИ.

печатные и электронные сми

Массовое ТВ

Телевидение, соединив в себе визуальный и звуковой ряд, стало третьим видом средств передачи информации и на сегодняшний день остается самым массовым, популярным и востребованным. ТВ-каналы классифицируются на государственные или частные, центральные или региональные. По целевой аудитории они так же, как и пресса, могут быть универсальными или специализированными (например, музыкальные, спортивные). Отдельная классификация этого вида СМИ идет по диапазону распространения – это эфирные, спутниковые и кабельные телеканалы. Но вне зависимости от каких-либо различий, в ТВ-программе любого канала есть новости и реклама.

Информагентства

Все вышеперечисленные виды СМИ в России широко распространены и отличаются большим многообразием. Они как взаимодействуют, так и конкурируют между собой. В нашей стране также немало медиахолдингов, включающих в себя, например, и газету, и телеканал, и радиостанцию.

Но есть еще один источник информации, многие спорят, выделять ли его отдельным видом. Однако именно он в некотором роде объединяет все остальные – это информационные агентства. Они собирают и распространяют информацию, снабжая ею те же газеты, телекомпании и радиостанции.

средства массовой информации

Будущее за интернетом

Печатные и электронные СМИ – это привычные виды, которые имеют определенные особенности, критерии и классификацию. А интернет как вид пока точно не определен, но все больше людей узнает новости именно этим путем. К слову, практически у всех традиционных средств массовой информации есть свои сайты или иные электронные версии, причем зачастую более полные и развернутые.

В интернете огромное количество новостных порталов, сайтов на различную тематику, где оперативно можно получить практически любую информацию из любой точки мира, причем с возможностью комментировать и делиться ею. На сегодняшний день интернет является самым перспективным видом СМИ.