Что такое зоология? Наука о животных

В современном мире насчитывается около полутора миллионов видов различных живых организмов. Среди них можно встретить и простейших одноклеточных, которые видны исключительно под микроскопом, и гигантов нашей планеты - китов, достигающих тридцати метров в длину. Царство животных затмевает своим количественным разнообразием все другие категории.

Некоторые виды приспособились к жизни в водной толще нашей планеты, другие живут в подземном мире, либо парят в небе. Животные являются очень значимой частью биосферы Земли, пчелы занимаются опылением растений, многие насекомые работают над почвообразованием или чистят водоемы.

Зоология - наука о животных

что такое зоология

Итак, что такое зоология? Начнем с того, что это греческое слово, и его дословный перевод звучит как «учение о животном». Она относится к научным знаниям и изучает строение организмов, жизнь животных, их многообразие и то, какое значение они имеют для человека. Она тесно взаимосвязана с медициной, многими другими биологическими науками, сельским хозяйством, ветеринарией, защитой животных и производственной деятельностью людей.

Ее предмет подразумевает изучение основ эмбриологии, анатомии, экологии и филогении животных, то есть подвижных гетеротрофных многоклеточных эукариот.

На что подразделяется зоология

Изучение структуры зоологии как науки даст нам более четкое представление о том, чем она занимается. Разберем разделы зоологии более подробно:

• Систематика. Этот раздел не просто описывает все разнообразие видов, но и составляет некую систему признаков отличия и гомотипии. Систематика также отражает иерархические категории, иллюстрирующие, как животные эволюционировали.
  • Исследованием анатомического строения животного или отдельных частей его организма занимается морфология. Она, в свою очередь, делится на два подраздела. Первый – внутренняя морфология, второй – наружная.
  • Эмбриология. Данный раздел зоологии отвечает за изучение эмбриогенеза, т. е. процесса развития зародыша, под которым подразумевается любой организм на стадиях до вылупления или рождения.
  • Изучением закономерностей функционирования тех или иных биологических систем занимается физиология.
  • Этология. Данный раздел посвящен инстинктам животных, в том числе и людей, т. е. генетически обусловленному поведению. Эта тема в зоологии появилась сравнительно недавно, окончательно этология сформировалась лишь в 1930-е годы. Она базируется в первую очередь на эволюционном учении и полевой зоологии.
  • Взаимоотношения организмов как внутри своего вида, так и с остальными обитателями животного царства и окружающей средой рассматривает экология.
  • Зоогеография. Данный раздел зоологии животных изучает вопросы их распространения по Земле.

Научные дисциплины, которые включает зоология

Зоология – занимательная наука, она также делится на ряд вспомогательных дисциплин, изучающих различные группы животных:

• Зоология беспозвоночных. К данной группе принадлежат такие дисциплины, как протозоология, гельминтология, малакология, карцинология, арахнология, нематология, энтомология (наука о насекомых, в свою очередь, делится еще на несколько разделов) и пр.
  • Зоология позвоночных подразумевает такие дисциплины, как герпетология (пресмыкающиеся и земноводные), ихтиология (рыбы и бесчелюстные), орнитология (птицы), териология (млекопитающие). Последняя дисциплина, в свою очередь, подразделяется на кинологию, приматологию, кетологию, иппологию и др.

зоология беспозвоночных

• Палезоология. Что это такое? Зоология в данном разделе палеонтологии изучает ископаемых, давно вымерших животных. Особенно понравится эта дисциплина тем, кто увлечен темой динозавров.

Можно продолжать список и далее, он довольно обширный. Однако, думаем, и так понятно, что зоология - наука о животных, имеющая тесные связи и с биологическими дисциплинами.

История развития зоологии

Люди с глубокой древности копили знания об окружающем мире, в том числе и о животных и их роли в природе. Отцом зоологии можно смело считать Аристотеля. Он в своих трудах впервые описал 452 представителя животного мира, обозначил особенности их поведения, рассказывал про среду, в которой они обитали. Обогатили науку знаниями о животных и походы римлян. Так, Плиний Старший (древнегреческий ученый, 23-79 гг. н. э.) в своем многотомном труде описал всех известных на тот момент животных.

В эпоху феодализма общество оказалось под гнетом религии, строгих церковных канонов. Все это тормозило развитие науки и привело к длительному застою.

Когда наступили времена Возрождения, то новые горизонты и материки начали покорять и изучать известные современникам путешественники - Колумб, Магеллан, Марко Поло и др. Путешествия в самые отдаленные уголки обогатили знания европейцев о животном мире Земли. Обширный накопленный материал требовал систематизации и обобщения, чем и занялся швейцарский ученый Геспер. В XVII веке был создан первый микроскоп и глазам ученых открылся удивительный и огромный мир многоклеточных животных.

Начало XIX века ознаменовалось открытиями в палеонтологических работах Кювье и большим скачком в развитии зоологии. Его писания утверждали, что все внутренние органы и части тела находятся в связующей цепочке развития, то есть если поменяется функция одного из органов, то будет меняться и весь организм. Ведя разговор о том, что такое зоология, нельзя не упомянуть про эволюционные идеи Ч. Дарвина, которые окончательно одержали верх после публикации его работ.

Различия между растениями и представителями животного мира

Удивительная тема о сходстве животных и растений была подтверждена тестами по зоологии и исследованиями. Оказывается, у них больше общего, чем мы можем себе представить. Например, схожий химический состав клеток, да и сама конструкция организма - клеточная, похожий механизм обмена веществ.

Различия, конечно, преобладают в количестве, самые основные из них следующие:

• В отличие от животных, растения получают питание посредством фотосинтеза.
  • У растений органы вегетативного строения, у животных же соматического.
  • Подвижности у растений нет, зато животные могут передвигаться в окружающем пространстве.
  • Рост растений продолжается всю жизнь, а у животных рост организма ограничен во времени.
  • Животным необходимо искать себе пропитание самим, в отличие от растений.

Изучение одноклеточных

наука о животных

Самой многочисленной группой животного мира являются одноклеточные организмы. Считается, что они – первые земные живые организмы. Простейшие могут отличаться не только по размеру (от 0,3 мкм до 20 см), но и по форме. Большинство из них имеют микроскопические параметры тела. Впервые одноклеточные были обнаружены А. Левенгуком, случилось это в 1673 году.

Все на планете взаимосвязано и каждый паразит, каждый одноклеточный организм ценен так же, как огромное млекопитающие. По одноклеточным можно изучать историю выживания и приспособления живых организмов. Именно они являются отправной точкой в изучении вопроса о том, что такое зоология.

Изменчивость по Дарвину

Главным натуралистом и великим ученым, безусловно, является Чарлз Дарвин. Такая честь ему оказана не спроста. Именно он определил движущие силы эволюции растительного и животного мира. Известно даже школьникам, что ими являются изменчивость, наследственные факторы и естественный отбор.

зоология животных

Под изменчивостью Дарвин подразумевал отсутствие одинаковых признаков у потомства одной и той же пары. Его исследования выявили различие и у растительных организмов и у животных, в отличие от прадедов, живших в древние времена. К примеру, все породы собак, по версии учебного, произошли от волков.

Изменчивость - это кардинальные отличия среди представителей какого-либо вида, причем не обязательно млекопитающих, но и других разнообразных живых организмов. Она может быть наследственной и ненаследственной, направленной и ненаправленной, групповой или индивидуальной, количественной либо качественной.

Наследственность в зоологии

Изучение зоологии беспозвоночных и позвоночных позволило сделать вывод о том, что определенные признаки могут передаваться из поколения в поколение, а иногда и «перескакивать». Именно по этой причине мы можем наблюдать передачу родинки на шее от отца к дочери. Но если некие признаки изменения организма были приняты в течение жизни, то следующее поколение их не получит. То есть приобретенной наследственности не существует. Если собаке отрезали хвост, изначально являвшийся длинным, то у ее щенков вырастет хвост нормальной длины. А вот порода с изначально короткими хвостами - это произошедшая мутация, отобранная для дальнейшего размножения искусственными силами, то есть человеком.

Естественный отбор

Если одомашненных животных человек обеспечивает едой и заботой, то дикие виды вынуждены бороться за свое выживание. В дикой природе большую роль играет не только выносливость, но и хитрость.

разделы зоологии

Например, зимой многим необходимо следить за сохранением тепла, дабы не замерзнуть насмерть. Для этого приходится наедать жировую прослойку, так как пища в этот период достаточно скудная. Кто-то заметит первым слабого зайца и съест его, а кто-то погибнет от голода. Выживает сильнейший. Это утверждение знакомо нам со школьной скамьи, и оно как нельзя лучше отображает суть естественного отбора. В результате этого мощного и основного эволюционного процесса количество особей с максимальной приспособленностью к условиям жизни увеличивается в популяции, а число тех, что имеют неблагоприятные признаки – уменьшается.

Развитие адаптаций

Понятно, что выживут только те, кто максимально смог приспособить свой организм к изменившимся условиям среды обитания.

тесты по зоологии

Много особей умирает в младенческом возрасте, поэтому в дикой природе наличие большого потомства очень важно для выживания определенного вида. По опытам Ч. Дарвина можно понять, что остаются жить те организмы, которые получили определенные адаптации (приспособления), пусть даже и незначительные. Они могут развиться на уровне отдельной клетки, либо группы клеток, органов, либо как морфологическое или функциональное целое.

Примеров удивительных адаптаций в животном мире огромное количество. Чего только стоят аляскинские лягушки, которые буквально вмерзают на зиму в лед, они впадают в «криосон». Подобное состояние стало возможно благодаря особому строению печени.

Искусственный отбор – основной метод селекции

развитие зоологии

Что такое зоология, думаем, понятно. Как уже было сказано выше, данная наука тесно связана со многими биологическими дисциплинами, в том числе эволюцией и селекцией.

Искусственный отбор в зоологии обусловлен в первую очередь необходимостью выведения новых пород одомашненных животных: кошек, собак, птиц и так далее. Как это происходит? Когда в каком-либо потомстве заводчик находит интересный и отличительный новый признак, он тут же отгораживает его от размножения с "неправильными" особями и тем самым продолжает развивать уникальную мутацию. Например, выбирая собак только с короткими ногами, человек создал такую породу как такса. Если людям необходимы коровы с большим удоем, то тех, у кого молока всегда больше, отбирают и проводят только их размножение. То есть остаются только те отличия, которые выгодны людям. При естественном отборе все изменения в первую очередь полезны самим животным.