Фоллаут, Нью-Вегас, дамба Гувера: фото, зачем строили, как попасть

0
0

Дамба Гувера (Hoover Dam – англ.) — одна из популярных достопримечательностей США, которую посещают практически все туристы, путешествующие через Лас-Вегас и Большой Каньон. Построенная плотина и гидроэлектростанция демонстрируют всю мощь современной технологии и возможностей человеческих знаний. Огромная бетонная конструкция впечатляет, а ее захватывающая история и красота окружающего пейзажа пользуются большим интересом у путешественников со всего мира.

Строительство и название

Первоначально местом строительства должен был стать каньон Боулдер, поэтому такое название проекта закрепилось и дальше, хотя стройку перенесли в Черный каньон.

Расположена дамба Гувера недалеко от границ штатов Невада и Аризона. Название ее было изменено уже после постройки плотины и гидроэлектростанции в честь американского президента Герберта Гувера, который брал активное участие при ее организации и возведении.

Спустя несколько лет после возведения дамбы президентом стал Рузвельт, и Конгресс США принял решение о возвращении к старому названию «плотина Боулдера». Но уже следующий глава правительства подписал указ о том, чтобы у дамбы оставалось имя Гувера, принимая во внимание его участие в строительстве этого сооружения.

Панорама дамбы

Дамба Гувера: зачем построили

Решение о строительстве плотины на реке Колорадо было принято по нескольким причинам:

  • ежегодно река выходила из берегов, затопляя фермерские угодья, особенно расположенные ниже по ее течению;

  • создание нового водохранилища должно было статьи источником питьевой воды для прилегающих районов штата Калифорнии и способствовать развитию земледелия.

Препятствием к возведению плотины служили некоторые разногласия чиновников и руководителей соседних районов, которые требовали равномерного распределения водных ресурсов между потребителями. Вследствие чего был создан комитет из представителей администрации штатов и правительства страны.

В результате в 1928 г. был подписан многосторонний договор, названный Конвенцией реки Колорадо, который с юридической точки зрения четко закрепил права заинтересованных сторон по распределению водных запасов. Первые бюджетные инвестиции удалось получить только через 2 года при президенте Гувере.

Строительство дамбы

Начало процесса возведения и наем работников

Строительство дамбы Гувера было начато в 1931 г. и пришлось на годы Великой депрессии в США. В стране было огромное количество безработных, и начало такой большой стройки позволило создать много рабочих мест. Максимальная численность работников была отмечена в 1934 г., когда в стройке участвовало более 5200 чел.

Причем по условиям контракта на работу брали только американских рабочих, а наем азиатов был запрещен, на чернокожих был утвержден лимит в размере 40 чел., которые были заняты на низкооплачиваемых работах.

Дамба Гувера

Техника безопасности и условия труда

Специально для строителей и рабочих неподалеку было организовано поселение, однако его не успели достроить к началу работ, и некоторым пришлось ютиться в бараках. Это прибавило неприятностей для жизни людей, к которым также относились и регулярные пренебрежения к технике безопасности во время строительства.

Условия труда были очень тяжелые: удушающая жара в летние месяцы, достигавшая +50 °С, опасные альпинистские работы, работа по созданию туннелей в скалах сопровождалась избыточным содержанием в воздухе угарного газа. В 1931 г. рабочие даже вышли на забастовку, однако людей разогнала полиция. Только через год наемные рабочие смогли разместиться в построенных домах размещенного рядом городка Боулдер-Сити.

По статистике, за годы строительства на дамбе погибло 96 человек, в память о которых недалеко от входа на плотину в 2000 г. был установлен памятник скалолазам. На барельефе изображен рабочий в защитной каске с фонариком, висящий над обрывом на веревках для страховки, надпись гласит: «Они погибли, чтобы пустыню сделать цветущей».

Барельеф на скале

Описание и технические данные

Как видно на приведенных фото, дамба Гувера представляет собой грандиозное сооружение из бетона высотой с 70-этажный дом (221 м). Она является второй по величине в США. Ее строительство позволило создать огромное водохранилище, которое позволяет контролировать уровень воды и паводки, снабжать водными и энергетическими ресурсами прилегающие штаты Калифорния, Аризона и город Лас-Вегас, относящийся к штату Невада.

Для отвода реки и создания стройплощадки в скалах было вырублено 4 канала. При сооружении было использовано много технических новшеств. Плотина представляет не сплошной монолит, а ряд трапециевидных блоков, взаимосвязанных между собой. Использованный метод позволил ускорить процесс застывания бетона.

Рытье котлована для электростанции и основного водохранилища велись одновременно и были завершены к 1933 г. Окончание всего строительства произошло в 1936 г., намного быстрее, чем было запланировано.

Первые генераторы для производства электричества установили в 1937-м, сейчас их насчитывается 17, общая мощность достигает 2074 МВт. В 1990-е годы была проведена модернизация и компьютеризация системы получения электроэнергии.

Архитектура дамбы

Внешне плотина Гувера должна была выглядеть обыкновенной стеной, немного украшенной балюстрадой в стиле неоготики. Архитектурному вопросу здания ГЭС вообще изначально не уделяли внимания, стремясь поскорее завершить стройку. Однако из-за волны критики и бурных обсуждений в прессе, было принято решение о проработке архитектурного вида сооружения.

Созданием архитектурного облика занимался архитектор Гордон Кауфман, приглашенный из Лос-Анджелеса. По его проекту главным стилем является арт-деко, в которые были включены водосборные башни наверху дамбы и часы на них. Причем правобережные показывают время по штату Невада, а левобережные — по Аризоне. С одной стороны Гувер Дам открывается прекрасный вид на укрощенную реку Колорадо, а с другой — искусственное озеро Мид, где размещена зона отдыха. Для туристов предоставлены развлечения в виде катания на лодке или водных лыжах, рыбалки или принятия воздушных и солнечных ванн.

Вид дамбы сверху

Транспорт

Данную достопримечательность посещают все туристы, путешествующие в Лас-Вегас или Большой Каньон. Сооружение располагается в 48 км от города. Для тех, кто не знает, как попасть на дамбу Гувера, есть четкие указания: следовать по трассе № 93. Парковок рядом с Hoover Dam есть две: одна платная (20 долл.), другая — бесплатная, расположена на дальней части дамбы уже в штате Аризона.

По дороге вокруг шоссе на всем пути видна только пустыня, а затем каменистые горы и ущелья. А с расположенного рядом моста О’Каллагана открывается впечатляющий вид на плотину и все строения дамбы.

Шоссе и мост также имеют свою интересную историю. В 20 веке через территорию дамбы Гувера проходило шоссе, которое связывает Аризону и границу с соседним государством Мексикой. Но прилегающие части трассы не соответствовали современным требованиям по количеству пропускаемых автомобилей и другого транспорта. К тому же в узких местах дорога имела крутые повороты повышенной сложности и плохой обзор.

После терактов 2001 г. в Нью-Йорке в США был введен строгий досмотр всех автомобилей, что существенно повлияло на замедление и проходимость транспорта, способствовало увеличению пробок. В 2010 г. на расстоянии 500 м от дамбы было закончено строительство моста О’Каллагана-П. Тиллмана, что позволило уменьшить поток автомобилей, следующих через плотину и сделать объезд дамбы.

Мост около дамбы

Название мосту было дано в честь экс-губернатора шт. Невада Майка О’Каллагана и знаменитого футболиста Пэта Тиллмана, вступившего после завершения спортивной карьеры в армию США после терактов 11 сентября 2001 г.

Грандиозное арочное сооружение имеет длину 580 м и высоту 270 м, стоимость строительства составила 240 млн долл. Ежедневно через него проезжает 17 тыс. единиц транспорта.

Современное значение и экология

Гидроэлектростанция дамбы Гувера снабжает электричеством ближайшие города штатов Невада, Колорадо и Аризона, в том числе города Лас-Вегас и Лос-Анджелес.

Строительство плотины и создание водохранилища имело большое значение для водного режима реки Колорадо. Искусственное гидротехническое сооружение позволило избавиться от наводнений и разливов. Однако это негативно повлияло на экосистему дельты, здесь образовался соленый лиман. К тому же после прекращения подтоплений сократилась популяция некоторых видов животных, рыб и растений. Максимальный уровень воды в водохранилище был достигнут в 1983 г. вследствие большого количества осадков из-за урагана Эль-Ниньо.

После установки автоматизированной системы управления гидротехническим оборудованием, по мнению специалистов, ГЭС способна работать самостоятельно в течение 2-х лет даже без обслуживающего персонала. Единственной проблемой остаются водоросли, которые поселяются на трубах и добавляют забот сотрудникам станции.

Машинный зал

Интересные факты

Возведение дамбы проходило практически одновременно со строительством ДнепроГЭСа в Советском Союзе: с 1932 по 1939 гг. В нем даже принимал участие один и тот же американский инженер С. Дж. Томпсон из компании «Дженерал Электрик», который на стройке плотины Гувера отвечал за монтаж генераторов и турбин.

В 1935 г. дамбу посетили знаменитые советские писатели Ильф и Петров, путешествующие по США, которые с восхищением описывали «инженерное чудо», которое позволило перекрыть железобетонной стеной бурную горную реку, текущую между красно-черных скал в гигантском ущелье.

Еще несколько интересных фактов:

  • На период строительства в Боулдер-Сити были запрещены проституция, употребления алкоголя и все азартные игры. Причем первые 2 запрета были сняты через 40 лет после завершения стройки, а последний остался. Поэтому территория городка остается единственным местом в Неваде, где действует табу на игры.

  • Как одна из популярных достопримечательностей Hoover Dam часто используют в съемках кинофильмов, сериалов и компьютерных игр. Так, в фильме «Супермен» даже показан прорыв дамбы Гувера после землетрясения, чего, конечно, в действительности не случалось.

  • Тем, кто интересуется законами физики, рекомендуется поставить эксперимент и попробовать вылить воду из бутылки, стоя на вершине дамбы. Вопреки законам гравитации, она не будет течь вниз, а улетит вверх. Явление это связано с оригинальной конструкцией плотины, в которой восходящие потоки воздуха выталкивают любые объекты наверх.

  • Изображение дамбы и моста украшает купюру в 1 доллар США.

Доллар с дамбой Гувера

"Фоллаут: Нью Вегас", дамба Гувера

О популярности сооружения в США свидетельствует включение этого объекта в созданную в 1997 г. компанией Interplay Entertainment компьютерную игру Fallout (в переводе с англ. — «выпадение радиоактивных осадков»). Ее сюжет повествует о жителе из подземного бункера Убежища и его похождениях в целях спасения человечества от нехватки водных ресурсов. Игрок свободно может перемещаться по миру, посещая локации, выполняя задания и сражаясь с злыми силами.

Одна из ее локаций — Fallout: New Vegas, дамба Гувера — является территорией, реконструированной в 2281 г. после ядерной бомбардировки, произошедшей в конце 21 века. Здесь происходят события в соответствии со сценарием ролевой игры, где игроки должны пройти 10 различных квестов, в ходе которых охрана дамбы сражается с пытающимся захватить ее Легионом Цезаря.

Компьютерная игра

Серия Fallout несколько раз попадала в списки лучших игр мира и пользуется большой популярностью среди любителей компьютерных игр, как и ее прототип — дамба Гувера. Ежегодно ее посещают тысячи туристов, приезжающих полюбоваться на грандиозное сооружение.