Толкование Евангелия от Иоанна

0
0

Апостол Иоанн считается любимым учеником Христа. Единственный из всех апостолов, он дожил до глубокой старости и умер своей смертью – все остальные приняли мученическую смерть. И это неслучайно. Кроме того, именно он написал Апокалипсис. В чем же состоит отличие Евангелия от Иоанна от остальных Евангелий?

Богослов и Апостол Любви

Почему апостол Иоанн был прозван Богословом? Именно с его Евангелия раскрывается учение о Боге как Слове. Из всех учеников Христа он больше всех пишет о его божественной природе. Возможно, он опасался, что из остальных трех Евангелий у читающих сложится впечатление, что Иисус – не более чем «сын человеческий», один из величайших святых и пророков.

По-другому его называют Апостолом Любви. Это связано с тем, что Иоанн глубже всех понял и выразил главные заповеди Христа – о любви к Богу и любви к ближнему. В многочисленных речах Иисуса, которые не встречаются в других евангельских текстах, открывается и его любовь к людям.

Апостол Иоанн в старости

Кто такой Иоанн?

Иоанн был сыном рыбака Зеведея, по-видимому, состоятельного, т. к. в Евангелии от Марка упоминается, что он имел работников. Матерью апостола была Саломия. Предполагается, что она была одной из дочерей Иосифа, обручника Марии. Эта женщина сопровождала Христа, после его распятия именно она была одной из жен-мироносиц. Предполагается, что Иоанн, будучи учеником Иоанна Крестителя, последовал за Христом вместе с Андреем. Ведь в Евангелии от Иоанна совсем не упоминается имя второго ученика, в то время как открыты имена всех последующих апостолов. Для апостола Иоанна было характерно из глубокого смирения не называть себя по имени. Он упоминает себя в третьем лице, например, «ученик, которого он любил».

Евангелие от Иоанна начинается знаменитой фразой «Вначале было Слово». Существует немало толкований Священного Писания. Но одним из самых популярных толкований Евангелия от Иоанна является таковое от блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского.

Божественная сущность Христа и начало служения

Автор толкования подробнейшним образом останавливается на каждом предложении первой главы. Его книга представляет собой толкования глав Евангелия от Иоанна. Дело в том, что в этих коротких фразах кроется глубочайший смысл, описывающий сущность Бога, взаимоотношения между ипостасями Святой Троицы. На внимательном анализе каждого слова блаженный Феофилакт строит полемику с еретиками. Словом назван Сын Божий, который существует предвечно, то есть был всегда – еще до сотворения мира, до отсчета времени.

Повествование о событиях жизни Христа начинается не с рождения, как в остальных трех Евангелиях, а с рассказа об Иоанне Крестителе. Этот святой иносказательно сообщает фарисеям о скором явлении Христа. Вскоре Иисус приходит к нему принять крещение. Затем апостол опускает эпизод с искушением в пустыне и сразу же повествует о призвании первых учеников. Христос открывает им себя, когда провидит будущее или прошлое этих людей. Например, Нафанаилу он сообщает, что видел его под смоковницей, хотя в тот момент будущий апостол беседовал с братом и больше никого рядом не было.

Крещение Христово

Беседы Христа

В следующих главах повествуется о беседе Христа с Никодимом, который не может понять мысль о рождении свыше. О беседе с самарянкой у колодца. Автор внимательно разбирает все моменты, которые стали почвой для противоречий и ересей. Он опровергает все альтернативные толкования. В беседе с самарянкой Иисус говорит о живой воде, а с апостолами – о пище, которой они не знают. Именно самарянке Иисус открывает истину, что именно он и есть тот самый Мессия, Христос. Тщательно комментируются многочисленные притчи Христа о Царствии Небесном.

Иисус и Самарянка

Страстная неделя

Событиям, произошедшим всего за одну неделю, апостол посвящает несколько глав – с 11-й по 19-ю, с воскрешения Лазаря и до распятия. Эти главы подробно повествуют обо всех событиях, произошедших в эти дни, которые, начиная со дня после входа Господня в Иерусалим мы называем Страстной неделей. В словах Господа в эти дни открывается вся глубина его любви и его жертвенного служения. В беседе после Тайной вечери Иисус дает заповедь: «Да любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики». Несмотря на то что апостолы совершат немало чудес, именно любовь становится отличительной чертой ученика Христа.

Гвоздь и терновый венец

Беседы Иоанна Златоуста

Есть и другие толкования. У Иоанна Златоуста имеются толкования Евангелия от Матфея, Иоанна, Марка и Луки. Святой с глубоким благоговением относился к главной книге христианства и стремился донести до людей истинную суть без искажений. В беседах Иоанна Златоуста об Евангелие апостол, который был рыбаком и не получил никакого образования, сравнивается с греческими философами. Ясность, непротиворечивость и глубина учения о Боге в устах этого человека становится доказательством того, что это учение не придумано. Никакой изощренный человеческий ум не достиг такого знания. Не иначе как сам Бог открыл свою истину любимому ученику. Беседы Иоанна Златоуста строго не привязаны к главам Евангелия от Иоанна. Многие из их касаются более общих тем. Однако и в них есть последовательность – первые несколько затрагивают тему Слова как Бога Сына, последние повествуют о воскресении и событиях после него. Особое внимание святой уделял полемике с еретиками. Кроме того, его беседы изобилуют нравоучениями. Автор подробно объясняет, почему не нужно прелюбодействовать, почему нельзя слишком бурно, напоказ, демонстрировать скорбь об умерших. Он неоднократно подчеркивает преимущество веры над умствованиями, которые способны принести человеку лишь смутные представления о душе и Боге.

Апостол Иоанн на Тайной вечере

Иоанн как свидетель распятия

Даже во время распятия Иоанн выделен из других учеников. Он не отрекается, как Петр, и не убегает, как все остальные, а стоит у креста. Иисус поручает апостолу мать, чтобы тот о ней заботился. Это огромная степень доверия. Неслучайно именно Иоанн положил голову на грудь Спасителя на Тайной вечере. При этом апостол каждый раз умалчивает свое имя. Истечение крови и воды из пробитых ребер Христа символично – вода означает крещение, кровь – причастие. И на том, и на другом строится Церковь.