Богиня Иштар - богиня плодородия и любви. Мифология и история

0
0

Среди многочисленных шумерских, а затем и аккадских, сверхъестественных существ одной из наиболее почитаемых была богиня Иштар, или по-другому Инанна. С ее именем связывается множество различных преданий, которые, видоизменившись, стали достоянием мифологии многих других народов.

Трудности шумерской теогонии

Легенды о происхождение богов древней Месопотамии и их деяниях относятся к числу древнейших преданий мира. Их сложность характеризуется наличием особой номовой организации, в которой отдельный город представлял собой самостоятельное государство. Общие для шумеров культы почитались в этих городах-государствах с некоторыми отличиями. Нельзя сказать, в какой стране богине Иштар приносились жертвы и где к ней обращались с молитвами: такой страны попросту не существовало.

Барельеф с изображением Иштар

В связи с этим существуют разные мифы о происхождении богини. Согласно одним, Иштар - дочь Ану, бога Неба. В других же говорится, что родителями Иштар и Уту (в более поздних преданиях носит имя Шамаш), бога Солнца, были Нанна (или ассоциировавшийся с ним Син) - божество Луны - и Нинлиль.

Функции богини

Снобизм шумерам был непривычен. В сохранившихся текстах говорится, что Иштар - богиня любви. И тут же следует одно многозначительное дополнение: богиня любви и проституток. Следует отметить, что храмовая проституция в шумерских номах была распространенным явлением. Поэтому нет ничего странного в том, что Иштар являлась и хранительницей семейного очага.

иштар богиня какой страны

Исходя из того, что один из атрибутов богини - мельница, Иштар первоначально почиталась как хранительница урожая, но постепенно ее образ усложнялся, откуда и противоречия в теогонии. В Уруке, например, ее почитали как покровительницу правосудия, а также приносили жертвы как богине победы. Следы первоначального культа сохранились в том, что Иштар, помимо прочего, считалась небесной покровительницей пастухов.

Брак Иштар

О том, насколько зыбкой была граница между различными функциями богини, свидетельствуют мифы о ее браке с пастухом Думузи. Кроме него на руку богини претендовал земледелец Энкимду. Оба юноши были хороши собой, и богиня не знала, кого из них выбрать. Шамаш, к которому Иштар обратилась за советом, посоветовал выбрать пастуха. Однако Иштар была своенравной богиней. Недаром слово, означающее в шумерском языке "битва" дословно на русский переводится как "пляска Иштар". Едва услышав совет она заявила, что больше любит Энкимду.

Тогда за дело взялся сам Думузи. После долгих уговоров он убедил Иштар, что лучше ей выйти замуж за него, чем за Энкимду. Земледелец не обиделся на соперника. Вместо того чтобы вызвать его на поединок, Энкимду предложил стать друзьями.

Львы - символы Иштар

Смерть Думузи

Легенда о внезапной гибели божественного пастуха принадлежит уже к вавилонскому периоду, однако именно она была воспринята другими народами и странами. Богиня Иштар в этих мифах предстает уже не только женой, но и сестрой Думузи. Потрясенная его внезапной смертью - а в этих мифах она ничем не мотивирована - богиня решает спуститься в подземный мир, где правят Эрешкигаль и ее муж Нергаль.

Далее миф повествует об оскорблениях и унижениях, которые пришлось пережить богине во время ее путешествия. У нее отобрали все украшения, сорвали одежду. Едва Иштар добралась до престола подземных владык, как Нергаль поразил ее шестьюдесятью страшными болезнями, а Эрешкигаль объявила, что назад непрошеную гостью уже не выпустит.

Лишь вмешательство других богов вынудило Эрешкигаль освободить Иштар. Из подземного мира богиня вынесла сосуд с волшебной водой. Омыв ею тело Думузи, она вернула его к жизни.

Древнейшие варианты

В этом виде от вавилонян миф о воскрешающем и умирающем боге был заимствован другими народами. Однако более ранние версии преданий о путешествии Иштар в подземный мир рассказывают о богине вовсе не как об отчаявшейся жене.

Статуэтка Иштар

В этих преданиях Иштар оказалось мало власти над живыми людьми. Она захотела повелевать и мертвыми. Чтобы достичь этого, она решила спуститься в царство Эрешкигаль, заранее предупредив своего слугу, чтобы он был готов в случае опасности выручить ее. Далее история повторяется. По пути к престолу Эрешкигаль слуги владычицы мертвых срывают с Иштар украшения и одежду. Уже без помощи Нергаля Эрешкигаль убивает Иштар, а ее слуги прибивают мертвое тело гвоздями к стене.

Слуга обратился за помощью к богам, но все проигнорировали его просьбы кроме Энки, божественного гончара. Тот слепил из глины двух вестников, которые отправились в подземное царство и потребовали освобождения Иштар. Эрешкигаль с насмешкой отдала им труп.

Иштар - богиня коварства

В продолжении этого мифа Иштар предстает и вовсе с неприглядной стороны. После того как вестники Энки, к удивлению Эрешкигаль, вернули богиню к жизни, повелительница мертвых отправила вслед за ней свирепых демонов, требовавших, чтобы Иштар либо сама вернулась в преисподнюю, либо нашла себе замену.

Как и следовало ожидать, все боги, к которым обращалась с таким предложением Иштар, отказывались. После долгих поисков вспомнила она о своем муже Думузи. Немедля отправилась она к нему и убила одним взглядом. Демоны, насланные Эрешкигаль, утащили труп в царство мертвых.

Иштар в подземном царстве

Исчезнувшая цивилизация шумеров оставила этот миф в наследство вавилонянам, но те утратили его примитивные простоту и жестокость. Вместо этого была создана приведенная ранее версия, которая более логично описывала удивлявшую людей смену времен года. Несколькими веками позже изменились и имена главных действующих лиц: Иштар стала Астартой, а Думузи превратился в Таммуза.

Иштар в памяти потомков

Усложнение форм организации общества требовало и более понятной мифологии, где не было места жестоким подробностям вроде распятой на стене богини. В правление вавилонского царя Навуходоносора II Вавилон, став столицей крупной империи, перестраивается. Помимо укрепления города, царь задумался об укреплении религии. Поэтому новостройки имели явно выраженное символическое значение.

Ворота богини Иштар

В числе прочих были выстроены сохранившиеся по сей день ворота богини Иштар. Они были проделаны в одной из двойных стен, высота которых составляла немногим менее восьми метров, а толщина - четыре метра. Выполнено все это было из кирпича, облицованного цветной глазурью. Ворота были украшены зооморфным орнаментом. Наиболее частым мотивом были изображения львов - символов Иштар.

Масштаб построек VII века до н.э. поражает. Укрепления Вавилона, в том числе и ворота Иштар, были обнаружены во время раскопок Багдада. Изображения животных находятся на уровне глаз человека и выполнены в натуральную величину.

Культ Иштар у других народов

Под разными именами Иштар вошла в мифологию других семитов, населявших Древнюю Месопотамию. Упоминания о ней сохранились даже у евреев, которые, если верить Библии долгое время жили в Уре. В священных текстах евреев Иштар известна под именем Ашторет и предстает в своей темной ипостаси как жестокая и мстительная богиня, полностью лишенная того романтического налета, что придавала ей вавилонская легенда о смерти Таммуза.

Представления шумеров значительно обогатили мифологию таких народов как греки и римляне. Существуют теории, что греческий миф о Деметре и Персефоне представляет собой региональный вариант предания об Иштар и Думузи. Однако, серьезных доказательств этому до сих пор не обнаружена. Зато известно, что находящиеся на одном уровне развития народы имеют и сходные представления о мироустройстве.