Истина в философии – смысл и особенности этого понятия

0
0

Истина и заблуждение в философии

Диалектика истины и заблуждения всегда была свойственна истории философской мысли. Впервые понимание этого термина мы встречаем у Аристотеля, который считал, что истинным знанием является то, которое отвечает реальности. 

Истина в философии
А заблуждение – это такой вид знания, который неадекватно показывает действительность. С этим довольно-таки широко сформулированным понятием почти никто и не спорил. Тем более, что заблуждение – это не ложь. Оно возникает из-за того, что познающий человек видит картину мира или его части искаженно. Или же он не понимает сущности того, что изучает. Или ему недостает информации. Или он пользуется неверной методикой. Но ошибочное знание не всегда является вредным. В любом случае, теория истины в философии утверждает, что заблуждение тоже необходимо для поиска правды. Ведь последняя часто рождается из дискуссий и критики. А ошибки и заблуждения могут быть уровнями постижения правды. Платон, в свою очередь, поставил вопрос о существовании истины вообще. А уже в Новое время Юм сформулировал эту точку зрения как агностицизм. В 20 веке Хайдеггер сделал предположение о том, что конечная истина – это тайна бытия. А человек, который всю свою историю гнался за поисками сущего, забыл об этом. Поэтому он и блуждает среди множества правд, которые не ведут к истине.

Объективная, относительная и абсолютная истина в философии

Мыслителей разных эпох всегда интересовало, есть ли знание, которое бы не зависело от людей и человечества в целом. Существует ли объективная истина? В течение всей истории философии, на этот вопрос отвечали и положительно, и отрицательно. Объективной истиной могут быть общезначимые понятия и смысл знания в целом. Однако сама информация, которой мы владеем, как правило, является субъективной и относительной. То, что считали заблуждением, завтра окажется правдой, и наоборот. Ведь сама истина в философии возникает в процессе диалектического единства и противоположности субъекта и объекта.

Теория истины в философии
Они не только взаимодополняют, но и проникают друг в друга. Конечно, есть и такие философско-идеологические конструкты, которые претендуют на абсолютную и универсальную истину. Это религиозные и идеологические догмы. Однако они требуют веры, а не разума. Абсолютная и относительная истина находятся в таком же соотношении, что и субъективная и объективная. Они существуют в определенных рамках, в некоем контексте. Теряя этот дискурс, абсолютная истина в философии становится относительной. Кроме того, она может быть постигнута в состоянии некоего экстаза, выходя из которого, человек снова начинает блуждать среди разных мнений. Как утверждал тот же Хайдеггер, «стояние в истине Бытия» – это редкое чудо.

Истина в философии и оценочность

Это понятие часто бывает связано с оценками и зависит от того, совпадает оно с господствующим мнением или нет. Истина бывает синонимом мудрости. В философском и вообще гуманитарном дискурсе она соединена с ценностями. 

Истина и заблуждение в философии
Она идет в паре с такими понятиям, как мудрость, которая ассоциируется не только с практической жилкой, но и с восприятием целостности существующего. Близки ей правда, которая неотъемлема от праведности и справедливости, добро, свобода (интересно, что это понятие сближают и Хайдеггер, и Евангелие), красота (на чем особенно настаивали в эпоху Возрождения). Истина в философии часто противостояла методологии рассудка, а религиозная вера имела собственную правду. Она выражается и в понятиях, и в переживаниях. Одним словом, это достаточно расплывчатая категория. Но ее и нельзя определить четко. Ведь тогда она утратит свою тайну.