Диалектический метод познания как осмысление единства противоположностей

0
0

Диалектический метод познания и его возникновение в философии

В свое время Гегель заявил, что если Фалес создал философию природы, а Сократ – морали, то Платон был отцом диалектики. Он первым заметил существование такого метода познания. Он также ввел понятие диалектики как особого способа познания, в отличие от предшествовавших ему. В философии принято применять этот термин в двух смыслах – как теорию гносеологии и как ее метод. Рассмотрим последний вариант. Почему Гегель уделил такое внимание Платону при всей метафизичности его системы? 

Диалектический метод познания
Очень просто – у него имеется диалектический метод познания идей. Ведь эйдос одновременно и является вещью (она его воплощает), и не является ею (он нематериален). Аристотель тоже признавал за диалектикой право на существование, однако ограничивал ее только областью подхода к вероятностному, возможному, а не истинному знанию. В западноевропейской философии об этом методе заговорили с конца Средневековья. Например, Николай Кузанский высшей сферой познания считал разум, способный охватывать вещи в их противоречиях. Бытие в свернутом виде мы понимаем как Бога, а в развернутом – как природу. Интересно, что диалектика как метод познания сверхъестественного характерна также для немецкой мистики – Мейстера Экхарта, Ангелюса Силезиуса, Лютера, Беме. Для них Бог – это единство абсолютного Бытия и Ничто.

Вклад классической немецкой философии

Диалектика как метод познания

Немногие знают, что классическая немецкая философия в своей методологии опирается именно на свое традиционное богословие. У Лейбница есть теория о монадах, которые сворачиваются и разворачиваются, и тогда нам кажется, что нечто появляется и исчезает. Кант указывал на то, что рассудок действует, пока не видит противоречий (антиномий). А когда они появляются в наиболее общих идеях, разум должен остановиться. У Фихте диалектический метод познания получил название антитетики. Когда «Я» в своем развитии сталкивается с «не-Я» (природой), оно преодолевает это противоречие и создает идею об «абсолютном Я», создавшем и то, и другое. Шеллинг говорил об особой точке совершенства, где уничтожаются противоположности между духом и природой. У Гегеля же диалектическое противоречие и единство Бытия и Мышления происходят в основном в сознании Абсолютного Духа, а природа и общество – только слабое отражение его мыслительных процессов.

Диалектика как общефилософский метод

Диалектический метод исследования

Маркс и Энгельс высмеяли эту идею философа. Перевернув, по словам Ленина, ее с головы на ноги, они сделали диалектический метод познания основным не для мышления, а для природы и общества. Из марксизма выросла целая школа, в том числе и в области гносеологии. Парадоксально, что из этой диалектики происходит и так называемая «советская метафизика». Хотя в области методики и она имеет немало неплохих разработок. Например, можно упомянуть Копнина и его теорию о том, что диалектический метод исследования представляет собой единство логики и познания. Продолжая мысль Энгельса о том, что данный подход дает нам основания убедиться в единстве духа и мира, эта отрасль гносеологии изучает связи реальности и накопления имеющейся у нас информации. Она также говорит нам о том, что природа и мышление покоряются общим, хотя и не совсем тождественным законам.