Для учителей вводится профэкзамен, который, как планируется, заменит аттестацию

0
0

Сегодня в российских школах действует закон, согласно которому каждый педагог проходит процедуру обязательной аттестации. Причем подтверждать уровень своей квалификации учителя обязаны с периодичностью раз в пять лет.

К сожалению, внутри школьных коллективов аттестация зачастую имеет формальный характер. Спрашивают с учителей поверхностно, относятся к ним необъективно. Особенно если речь идет о старожилах школы. При этом уровень преподавания с годами падает. Падают и результаты, которые выдает тот или иной специалист.

Бумажная волокита

Чтобы избежать неприятных последствий "поверхностной" аттестации, в некоторых регионах чиновники Министерства образования решили ужесточить процедуру. Однако на деле вместо "как лучше" получилось "как всегда". Теперь учителя вынуждены тратить свое время на сбор портфолио, состоящий из толстенных подшивок листов формата А4.

Кто-то вместо этого делает расширенные презентации или отчеты про свой личный инновационный опыт. Все это направлено на то, чтобы наглядно продемонстрировать свой вклад в развитие отрасли в целом. Но на деле получается, что учителя тратят свое драгоценное время и силы на бумажную волокиту.

Ведь по факту все эти отчеты и презентации сразу же отправляются в архив. Ни администрация школы, ни представители департамента образования обычно не тратят свое время на чтение томов, состоящих из 500 страниц печатного текста. Вот почему при приближении срока очередной аттестации учителя становятся нервными и напряженными. Никому не хочется вновь и вновь проходить через этот изматывающий ритуал.

Профессиональный экзамен может изменить положение дел

Неужели существующее положение дел всех устраивает? Разумеется, нет. Чиновники из Министерства образования понимают, что процедуру аттестации нужно упростить и при этом сделать ее более эффективной. Экзамен для учителей мог бы стать хорошей альтернативой.

В некоторых регионах России уже действует пилотный проект. Если новшество приведет к желаемым результатам и будет хорошо воспринято самими педагогами, экзамен могут ввести по всей стране. Подчеркивается, что новая форма аттестации будет добровольной. И хотя экзамен всегда является стрессом, его результаты могут отразить реальную квалификацию педагога.

Типовые вопросы

Да и времени тестирование отнимает меньше, особенно если учитель действительно компетентен в своей сфере. Независимая оценка квалификации предлагает типовые задания, часть из которых проверяют знание преподаваемого предмета, а часть ориентированы на методику. Также в тесте проверяется уровень цифровых навыков учителя и определяется возможность его карьерного роста.

Оценка экспертов

Зампред думского Комитета по образованию и науке Любовь Духанина уже высказала свое мнение относительно новой формы аттестации учителей. По мнению парламентера, добровольный экзамен вводится для того, чтобы у учителей был стимул к профессиональному развитию. Это зачтется как аттестация и избавит педагога от ненужной рутины.

В то же самое время результаты этого тестирования попадут в особый реестр Минтруда с отметкой "квалифицированные специалисты". Таким образом, учителю, блестяще сдавшему экзамен, будет легче найти работу в более престижной школе.

Еще одним плюсом экзамена является единый во всех регионах подход к системе оценивания. Ну а сами экзаменаторы будут набираться из числа непредвзятых и независимых экспертов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание