Якунин Владимир Иванович: человек, построивший РЖД

Владимир Иванович Якунин (Vladimir Ivanovich Yakunin) – российский государственный деятель, экс-президент РЖД, основатель института «Диалог цивилизаций». Откуда он пришел в РЖД, чего добился и чем занимается сейчас?

Жизнь в СССР и США

Будучи главой частной по форме капитала компании, Якунин стал одним из наиболее значимых государственных деятелей страны в период ее становления в нынешнем виде. Пятнадцать лет своей жизни он отдал управлению и реформированию железнодорожной отрасли. Последние десять из них он возглавлял самую большую корпорацию России по количеству занятых в ней работников. При этом сама его фигура выходит далеко за пределы РЖД и давно уже ассоциируется с консервативным и охранительским началом российского государства путинской эпохи.

Якунин Владимир Иванович родился в 1948 году во Владимирской области. Через некоторое время переехал в Эстонию, в город Пярну, где летчиком МГБ СССР служил его отец. Здесь, в Прибалтике, на берегу моря, маленький Володя провел свое детство и отрочество. После выхода отца на пенсию семья стала жить в Санкт-Петербурге, где Владимир окончил школу и Ленинградский механический институт («Военмех»).

С дипломом инженера Якунин пришел на работу в Государственный институт прикладной химии, где занимался разработкой составов для боеприпасов, а далее начинается период жизни, тесно связанный с работой в органах государственной безопасности. Как не трудно догадаться, подробной информации на эту тему найти нельзя, есть лишь самые общие сведения: начиная с Высшей школы КГБ и заканчивая дипломатическим поприщем – в 1985 году Владимир Иванович начинает работу в ООН, в постоянном представительстве нашей страны, сначала вторым секретарем, затем первым. Эта должность и стала завершающей в его карьере советского контрразведчика (а может, и разведчика, тяжело разобраться).

Возвращение в Россию

В момент развала советского государства Владимир Иванович уходит с из спецслужб в частный бизнес. Вместе с сослуживцами становится либо соучредителями, либо иным образом участвует в различных предприятиях, самым известным из которых является банк «Россия» Юрия Ковальчука.

Владимир Якунин и Владимир Путин в поезде «Сапсан»

Еще в 80-х Якунин познакомился с В.В.Путиным, а в начале 90-х начинает эпизодически с ним взаимодействовать, занимаясь бизнесом по экспорту цветных металлов (будущий Президент РФ в тот момент руководил отделом по внешним связям в администрации Санкт-Петербурга). Впоследствии вместе с Путиным, Ковальчуком, братьями Фурсенко и др. Якунин становится соучредителем и собственником дачи в знаменитом кооперативе «Озеро».

Владимир Якунин на посту президента РЖД: итоги работы

C марта 1997 года Государственное контрольное управление при Президенте РФ возглавил Владимир Путин, а Владимир Якунин в 1997-2000 гг. руководит его территориальным подразделением – Северо-Западной окружной инспекцией.

Далее – заместитель министра транспорта РФ, с февраля 2002 года - первый заместитель министра путей сообщения. На этой должности он занимается реорганизацией старой советской министерской структуры, преобразовывая ее в государственную корпорацию - открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Справившись с поставленной задачей, в октябре 2003 года Владимир Иванович становится вице-президентом РЖД, отвечая за финансы и экономику компании, а в июне 2005 года – президентом одной из крупнейших транспортных монополий мира.

Якунин Владимир Иванович в форменном кителе президента РЖД

На этой позиции Якунин Владимир Иванович десять лет занимался реформированием железнодорожной отрасли, которая при позднем Союзе и особенно в 90-х стала явно отставать от передовых стран, и многое из того, что мы видим сегодня, появилось именно благодаря его инициативам.

В частности, стоит отметить следующие изменения:

  • рост грузоперевозок;
  • начало процесса модернизации Транссиба и БАМа, а также ряда других направлений, например, оптимизация движения в т.н. Краснодарском узле, строительство подходов к портам в Тамани и Усть-Луге;
  • развитие отечественного производства локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, ввод в эксплуатацию нового подвижного пассажирского состава («Ласточки», «Стрижи», «Аллегро», двухэтажные поезда);
  • запуск высокоскоростного сообщения («Сапсан» между двумя столицами);
  • запуск аэроэкспрессов в Москве и других крупных региональных центрах, связавших аэропорты с центром города;
  • строительство транспортной инфраструктуры к сочинской Олимпиаде;
  • внедрение электронных билетов;
  • реконструкция вокзалов и привокзальных территорий, оборудование их Wi-Fi;
  • развитие рынка частных ж/д перевозок: Центральная пригородная пассажирская компания, Ямальская железнодорожная компания, «Железные дороги Якутии».

Руководя транспортными артериями страны, Якунин много лет был жестким противником приватизации компании, выступая против так называемой «либеральной партии» в Правительстве и довольно успешно отстаивая свою позицию.

Якунин запускает первую в России «Ласточку»

Якунин Владимир Иванович активно лоббировал государственные инвестиции в ж/д отрасль – в строительство высокоскоростных магистралей и модернизацию имеющихся путей, как раз те проекты, что сегодня реализуются и запланированы к реализации в рамках национальных проектов развития. За последнее его особенно часто критиковали, обвиняя в завышенных требованиях. Якунин парировал, отмечая, что расходы в инфраструктуру – ключевые для развития страны. В частности, он приводил в пример Deutsche Bahn, национального оператора железных дорог Германии, который ежегодно получает до €8 млрд субсидий из государственного бюджета.

О качестве управления госкорпорацией хорошо свидетельствует тот факт, что РЖД, выходя на европейский рынок займов, выпускали свои бонды под одни из самых низких процентов среди остальных российских компаний. РЖД во времена Якунина часто критиковали за чрезмерный рост тарифов, однако практически всегда он отставал от темпов инфляции, что порой становилось причиной для дефицита собственных средств.

Также стоит отметить приобретение у Peugeot европейской логистической компании Gefco, что позволило использовать ее колоссальный опыт и профессиональные компетенции, а также успешно развивать деятельность в направлении трансазиатских транспортных коридоров. Во многом благодаря этой сделке РЖД в 2014 году с ходу вошла в мировой рейтинг логистов, составляемый американским Journal of Commerce, сразу на шестое место (на пятом - датский гигант Maersk, на седьмом - железные дороги Индии).

Возвращение «Восточного экспресса»

Интересный эпизод, свидетельствующий об умении Якунина улаживать непростые международные вопросы.

В 1994 году было прекращено прямое железнодорожное сообщение по маршруту Москва - Берлин - Париж. Причина – несчастный случай, российский состав загорелся в парижском депо, после чего французские железнодорожники упразднили маршрут и прекратили всяческие контакты с нашим Министерством транспорта.

Россия не раз предпринимала попытки возобновить проект, но ни чиновникам от железной дороги, ни дипломатам этого не удавалось. До тех пор, пока к Якунину с соответствующим предложением не обратилась французская актриса Консуэло де Авиланд, жена актера Игоря Костолевского. Владимир Иванович согласился наделить ее полномочиями выступать от лица РЖД, и она смогла убедить французов признать, что они были не правы в категоричности своего решения, и с 12 декабря 2011 года маршрут был восстановлен.

Возвращенный Якуниным поезд «Москва-Париж»

Консуэло же теперь является представителем президента РЖД во Франции, курируя в Федеральной пассажирской компании поезда Москва-Берлин-Париж и Москва-Вена-Милан-Ницца.

Якунин после отставки

После расставания с империей РЖД Владимиру Якунину было предложено войти в состав верхней палаты парламента от Калининградской области. Как он сам объяснял свой шаг – из-за невозможности совмещать статус сенатора с активностью в сфере международных отношений, к которой он всегда имел влечение и которой активно занимался еще с советских времен. Именно на ней он и решил теперь сконцентрироваться.

Здесь стоит упомянуть, что еще в 2014 году ему был присвоен ранг чрезвычайного и полномочного посла, а благодаря многолетнему руководству крупнейшей российской транспортной компанией, Якунин приобрел определенный вес за пределами нашей страны. Так, например, в 2012 году в Париже он был избран председателем Международного союза железных дорог.

Владимир Якунин участвует в принесении Благодатного огня

А когда в 2014 году Владимир Иванович из-за событий в Крыму и на Украине (с которыми никак не был связан, били по ближайшему окружению Путина) стал фигурантом санкционного списка США, письмо в его поддержку подписало множество профессоров американских и европейских университетов, а также бывший заместитель генерального секретаря Совета Европы.

Чем сейчас занимается Якунин: научная и общественная деятельность

Покидая железнодорожную отрасль, Якунин пообещал Путину, что не станет проводить остаток жизни с удочкой у речки. И, по его собственным словам, скучать не приходится, так как жизнь стала еще более интенсивной, хотя о нем и стали значительно реже упоминать в СМИ, о чем он нисколько не жалеет, т.к. раньше поводом для подобных упоминаний служили «войны компроматов» в силу занимаемой им должности.

Отставка позволила доктору политических наук Владимиру Ивановичу Якунину сконцентрироваться на научной и гуманитарной деятельности. Это и работа завкафедрой государственной политики на факультете политологии столичного МГУ. Это и чтение лекций, как в нашей стране, так и за рубежом, куда его зовут иностранные вузы. Например, он выступал в Стокгольме и в Пекине.

Владимир Якунин на трибуне форума «Диалог цивилизаций»

Это и международные отношения, их гуманитарный аспект - особенно много времени и сил Якунин уделяет развитию Мирового форума «Диалог цивилизаций», а в 2016 году в Берлине открыт научно-исследовательский центр с аналогичным названием, на базе которого планируется сделать мощный международный «think tank». Одна из основных целей – изменить представления Запада о России как об опасной, недемократичной, угрожающей стране и из поля конфронтаций выйти на поле диалога.

Кроме того, часть времени Якунин уделяет благотворительной и религиозной деятельности, возглавляя работу фонда Андрея Первозванного и благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!».

Жена и дети Владимира Якунина

Якунин женат (1971 г.). Жена занимается бизнесом и благотворительностью, вместе с супругом руководит фондом «Диалог цивилизаций».

Андрей Владимирович Якунин

У Якунина двое взрослых сыновей: Андрей (1975 г.) и Виктор (1978 г.). Старший сын по образованию экономист, закончил СПбГУ, вместе с семьей проживает в Лондоне, в России ведет гостиничный и строительный бизнес.

Младший закончил тот же вуз, но правовой факультет. После учился в Лондоне и Нью-Йорке. С семьей живет в Питере. Возглавлял юридическую службу в Gunvor – международной компании, в свое время являвшейся крупным трейдером энергоресурсов, ставшей посредником для экспорта российской нефти с целью избежать угрозы санкций в связи с делом ЮКОСа.

Хобби

Якунин обожает охоту, любит и порыбачить. Охотиться предпочитает на крупную живность: лось, кабан. Является совладельцем охотничьего хозяйства «Мельниковское общество охоты и рыбной ловли» (в аренде 70 тысяч га в Приозерском районе Ленинградской области), где периодически и занимается своим хобби. По словам егерей, предпочитает делать это без излишней помпы, явно отдыхая на природе от жизненной суеты и важных дел.

Мемуары Якунина

Обложка книги Владимира Якунина «Коварная колея»

В 2018 году вышла в свет автобиографическая книга «Коварная колея», написанная на английском языке и повествующая о всех самых важных этапах жизни, начиная со службы в разведке и далее, с описанием тех знаковых событий в судьбе страны, в которых Якунин либо участвовал, либо о которых ему есть что рассказать.

Книга рассчитана в первую очередь на европейских и американских читателей, интересующихся новейшей историей России. Это своего рода путеводитель для них по миру крупного российского бизнеса и большой политики, попытка объяснить западному человеку базовые вещи и понятия о нашей стране и устранить расхожие и ошибочные стереотипы.