Концепция концентрических колец: 4 границы, которые должны понимать дети

0
0

Нынешний этап развития цивилизации отличается небывалым гуманизмом и уровнем комфорта в жизни рядового человека. При этом некоторые угрозы не просто сохранились, но и возросли в своем влиянии на обывателя. Жесткие правила коммуникации между людьми, сложности поиска личных границ и сексуализация общества ставят новые проблемы воспитания детей. Соответственно, в условиях меняющегося мира возникает потребность выработки нового подхода в принципе к пониманию того, в каком мировоззренческом русле должен развиваться ребенок.

Концепция концентрических колец

Новых методов воспитания за последние годы появилось немало, но одной из самых эффективных с точки зрения самостоятельной и осознанной защиты ребенка можно назвать концепцию четырех концентрических колец. Каждое кольцо – отдельный уровень понимания себя и своего места в окружающем мире. Система этих уровней в совокупности помогает ребенку безопасно взаимодействовать с другими людьми, уважая окружающих и не забывая о собственных интересах.

Кольцо самости

Основа системы, в некотором роде ее центр, заключающий свое истинное я. В этом ядре сосредотачиваются инстинкты и моральные устои, которые во многом определяют характер поведения. Специалисты указывают, что интуиция находится в этом же кольце самости, поэтому, прислушиваясь к ней, мы прислушиваемся к своему первичному я.

Семейное кольцо

Следующий уровень, на позицию отходящий от ядра. В этом кольце находится связь с самыми близкими и родными людьми, которые всегда такими и останутся. Отношения с ними характеризуются такими понятиями, как любовь, доверие и уважение. Перечень конкретных людей, которые могут входить в этот круг, индивидуален. Разумеется, чаще всего это именно родственники по крови, но ситуации бывают разными и среди них вполне могут быть некогда чужие люди. Кроме того, наличие внутренних конфликтов и трений в этом кольце вовсе не снижает его качество или ценность.

Кольцо сообщества

Следующий уровень, в котором находятся друзья, одноклассники, учителя, тренеры, дальние знакомые и т. д. Это представители окружения, контакты с которыми случаются не на регулярной основе.

Кольцо Интернет-пространства

Можно сказать, самое молодое кольцо, с границами которого ребенок сталкивается позднее всего. Интернет – это мир безграничных связей и контактов с самыми разными далекими и незнакомыми людьми. Не имеет значения, произойдет ли это знакомство или нет, важна сама потенциальная возможность вступления в такую связь со всеми положительными и негативными последствиями.

Обучение определению границ

С малых лет дети не могут сами четко определять границы концентрических колец, поэтому родители должны их постепенно направлять. По мере расширения возможностей ощущения кольцевых уровней ребенок точнее устанавливает границы и даже учится управлять ими. На самом раннем этапе родителям необходимо обозначить свое место в данной системе. Это необходимо, чтобы ребенок смог увереннее познавать специфику взаимодействия с людьми, в том числе по модели поведения родителей.

Концепция согласия на контакт

Вместе с обучением границам концентрических колец взрослые должны прививать детям понимание концепции согласия на контакт, которая изначально рассматривалась как основа для сексуального воспитания подростков. Но сегодня эксперты пришли к выводу, что она требуется детям всех возрастных групп независимо от пола. На этом этапе концепция согласия имеет значение не столько для сексуального воспитания, сколько для принципиального уважения личных границ людей, с которыми ребенок будет взаимодействовать.

Простейший пример – это право касания и вхождения в зону личного пространства. Суть обучения заключается в том, чтобы объяснить ребенку, почему для таких действий необходимо согласие другого человека. По мере взросления и переходов отношений в интимную сферу можно говорить о таких формах прикосновения, как объятия и поцелуи. По тому же принципу уважения утверждается право условного партнера на согласие или отказ с проведением своих границ коммуникации.

Опасности разрушения границ

Уровни колец существуют как разграничивающие маркеры, благодаря которым ребенок учится понимать потребности в изоляции и защите. Если же эти границы преодолеваются без учета этих маркеров, появляются риски возникновения небезопасных и нездоровых ситуаций. Причем такие переходы могут быть опасны и для самого ребенка, и для тех, кто его окружает в данный момент. Единичные случаи не несут существенной угрозы, если это видят родители и проводят соответствующую работу с корректировкой поведения. Однако всегда есть вероятность, что разрушение границ войдет в привычку и станет нормой и в перспективе развития. Поэтому с самых ранних лет важно предельно просто и доступно объяснять детям важность границ концентрических колец, возможно, прибегая и к способам игры с визуализацией, но при обязательном включении смыслового наполнения.