Купили мы старый дом в деревне и невольно столкнулись с черствостью хозяев, детей и внуков бывшей владелицы. Старушка до последнего мечтала о встрече с семьей

0
0

Эта печальная история о черством и бездушном отношении детей и внуков к своей бабушке как при ее жизни, так и к ее памяти после смерти, к ее неотправленным письмам и фотографиям. Эта ситуация напомнила мне манкурта из романа Чингиза Айтматова "Буранный полустанок" - человека, который полностью потерял связь со своими корнями. Только вот в раба, непомнящего родства, он превратился насильственным путем, тогда как потомки Анны Лукьяновны добровольно выбросили ее из своей жизни.

Дом с фотографиями на стенах

Мы с мужем приобрели у молодой пары домик в деревне. Их родителям он без надобности, а бабушка, которая жила в нем, год назад умерла. После этого здесь никто не появлялся. Когда мы спросили, будут ли они забирать вещи, продавцы ответили, что иконы они взяли, а остальной хлам можно выбросить.

Муж поинтересовался, а почему же они не сняли многочисленные фотографии со стен? С них смотрели мужчины, женщины, дети - целая династия. Раньше так было принято. Я невольно вспомнила свою бабушку, у которой в рамочках были снимки всех наших родственников.

Истинные ценности

Бабуля рассказывала, что, вставая утром, она отвешивала поклон родителям, посылала мужу поцелуй, детям - улыбку, так и начинала каждый день. Когда бабушка ушла в мир иной, мы повесили на стену и ее фото. Теперь деревенский дом, где она жила, стал родительской дачей, и мы, приезжая, по традиции каждое утро здороваемся с бабушкой, чувствуя ее незримое присутствие.

Для нашей семьи эти выцветшие снимки являются огромной ценностью. И если бы вдруг встал выбор: забрать что-то одно, я бы, не колеблясь, взяла фотографии. Поэтому, столкнувшись с тем, что продавцы цинично назвали семейные фото хламом, я была неприятно поражена до глубины души.

История семьи в письмах

Купив дом, мы принялись за уборку, и выбросить вещи женщины, которая жила и умерла здесь, как-то не поднималась рука. Тем более, когда мы нашли ее письма. Сначала она отправляла их родным, но ответа не получала. А затем отправлять перестала, но продолжала писать, изливая на бумаге свою любовь и нежность.

Каюсь, я прочитала эти трогательные письма, и мне стало понятно, почему женщина их не отправляла. Она думала, что дети и внуки ей не отвечают потому, что корреспонденция теряется где-то в пути. Но когда-нибудь, возможно, после ее смерти, родные все же прочтут ее послания.

В письмах рассказана история всей семьи этой женщины, которую звали Анна Лукьяновна. Есть сведения о ее предках, бабушках, дедушках, родителях, о том, как они жили, как защищали родину в военные годы. Все это она хотела донести до детей и внуков, чтобы помнили и хранили семейные ценности.

Согласитесь, что выбросить такое было невозможно. И мы подумали, что, возможно, старшее поколение этой семьи не такое черствое, как внуки Анны Лукьяновны. Может быть, это пожилые, больные люди, которые не смогли приехать, чтобы забрать вещи.

Выбросьте этот хлам!

Из писем мы узнали, что у старушки было шестеро детей, и пятерых из них ей довелось похоронить. Все они погибли в результате несчастных случаев. Осталась одна дочь, к которой мы и обратились по поводу писем ее матери. И что бы вы думали она нам ответила?

"Да выбросьте вы этот хлам, что вы голову морочите! Она слала их пачками, нам и читать было некогда, это ей там было нечего делать, вот и строчила без конца для развлечения", - таковы были слова дочери. От них моего мужа, который разговаривал с ней по телефону, буквально перекосило от отвращения. Не дослушав, он бросил трубку.

Посоветовавшись, мы решили, что нужно эти письма опубликовать. Возможно, они заинтересуют множество людей, настолько они трогательные и в то же время информативные. Ведь в них история нашего народа, наших предков. Но при этом мы взяли у родственников письменное разрешение, оформив его нотариально. Мало ли чего можно ожидать от этих странных, мягко говоря, людей.

А еще в погребе мы нашли банки с соленьями и вареньями, датированные прошлым годом. На тот момент Анне Лукьяновне было 93 года, а она ходила в лес за грибами и ягодами, чтобы угостить ими детей и внуков, которые к ней так и не доехали.

Манкурты среди нас

Столкнувшись с печальной историей Анны Лукьяновны, я вспомнила о замечательном романе "Буранный полустанок", написанном Чингизом Айтматовым. В нем рассказывается о человеке, который был взят в плен и превращен в бездушное создание. Айтматов назвал его манкуртом, полностью подчиненным хозяину и не помнящим из предыдущей жизни ничего.

Слово "манкурт" в переносном смысле употребляют, чтобы описать человека, который потерял связь с историческими и национальными корнями, забыл о своем родстве. Или же, наоборот, он помнит о корнях, но ненавидит собственный народ. В этом значении слово стало нарицательным. В русском языке возникли такие неологизмы, как "манкуртизм" и "манкуртизация".

Так вот, я думаю, что если мы будем так относиться к нашим бабушкам и дедушкам, к родителям, к их жизни и их памяти, как семья Анны Лукьяновны, то нам как раз и грозит эта самая манкуртизация. По-моему, аналогия самая прямая.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание