Ученые выяснили, что ключевую роль в развитии у детей ранних языковых навыков и воспитании любви к чтению играют родители 

0
0

Родители могут сыграть ключевую роль в поддержке развития у детей ранних языковых навыков и воспитания любви к чтению. Обучение чтению является одним из важнейших достижений развития в детстве, оно закладывает основу для развития в дальнейшей жизни и школе. Но научить ребенка читать и научить любить чтение – две разные вещи.

Грамотность начинается рано

Обычно обучение начинается задолго до того, как ребенок идет в первый класс. Основы грамотности закладываются малышам в первые два года жизни. Ученые доказали, что даже мозг новорожденного чувствителен к звукам и сложностям языка. Младенцы не просто должны слышать речь, они должны обязательно участвовать в ней.

Даже если дети могут произносить только отдельные звуки (например, «га», «ба» и «да»), им выгодно повторять их, включая в так называемые разговорные повороты. Степень общения между младенцами и родителями является ключевым фактором для развития языковых навыков. Поэтому, когда ваш ребенок говорит «ба», отвечайте. Вы можете повторить за ним «ба» или задать вопрос, попытаться угадать, что он говорит, но ни в коем случае не игнорируйте его языковой посыл.

Также известно, что дети, которые слышат больше слов, имеют более богатый лексикон, и которые слышат более сложные речевые обороты, стараются воспроизвести их позже в детстве. Эти навыки помогают детям подготовиться к чтению.

Сказки на ночь

По мере того как дети превращаются в малышей и дошкольников, их язык становится все более сложным, и они начинают приобретать знания о словах, которые им в конечном итоге понадобятся для чтения. Развивая эти навыки, дошкольники также развивают навыки внимания, памяти и мышления, необходимые для учебы в школе.

Пользу от чтения книг для дошкольников сложно переоценить. Когда родители читают детям, это помогает укрепить их словарный запас, расширить возможности общения. Вы можете начать с коротких книжек с картинками и со временем перейти на более длинные сказки.

Дошкольники также приобретают важные навыки в развлекательной форме. Настольные игры и командные соревнования помогают развить языковые умения, которые станут основой в процессе обучения чтению. Когда родители во время игры общаются и громко разговаривают с ребенком, это помогает ему учить звуки и слова.

Общение, чтение книг для вашего ребенка и игра с ним – все это действия, которые на подсознательном уровне формируют у вашего ребенка позитивное отношение к грамотной речи. Они учатся связывать чтение с чувствами тепла и общения. Вы можете побудить ребенка самостоятельно выбрать книгу и место, где вы будете их ему читать, и, в свою очередь, начать развивать его личность читателя. Этот положительный опыт поддерживает эмоциональное и интеллектуальное развитие вашего малыша.

Я буду читать сам

Исследователи давно обсуждают, как дети учатся читать и как их лучше всего обучать. Сегодня ясно, что детям нужны четкие инструкции по фонетике (обучение, которое звучит по-разному), много практики и поддержка понимания письменного материала. Это означает, что дети должны научиться понимать предназначение линий, кривых и точек, из которых состоят буквы, а каждая буква соответствует конкретному звуку. Хотя в русском алфавите 33 буквы, они составляют 44 разных звука. Можно считать, что ребенок научился читать, как только он начнет понимать, что буквы сочетаются с определенными звуками.

Как только дети смогут отображать звуки в буквы, им нужно научиться сопоставлять звуки со значением или сопоставлять звуки со словами, которые они знают.

Школьная программа

Как правило, идя в первый класс, большинство детей уже умеет читать или, как минимум, складывать буквы в слоги. Школьная программа укрепит имеющиеся навыки и отточит их до совершенства, будет способствовать развитию беглости чтения. Свободное владение означает чтение точное, плавное, интонационное. По мере улучшения техники, ребенок начнет читать более уверенно, быстро и легко.

Советы для родителей

Как уже было сказано, большинство детей начинают программы домашнего чтения еще в дошкольном периоде и продолжают домашнее чтение в младших классах. Остановимся на некоторых рекомендациях по воспитанию и созданию положительного опыта домашнего чтения:

  • Старайтесь выделять на чтение с ребенком как минимум 30 минут ежедневно.
  • Подумайте о факторах, которые оказывают влияние на успех домашних занятий. Например, в какое время дня вашему ребенку лучше всего заниматься чтением дома, где он больше всего любит читать, на диване или в своей спальне, и т. д.
  • Практикуйтесь в чтении книг, которые дошкольнику просто и легко пересказывать. Если ваш ребенок не может воспроизвести отрывок из прочитанного рассказа, уровень произведения может не соответствовать его возрасту.

Также всегда акцентируйте внимание на синтаксических знаках в тексте. Точки, запятые и прочие знаки препинания означают паузы и изменение интонации, поэтому нужно с самого начала объяснить ребенку, насколько важно обращать на них внимание при чтении. Приведите ему примеры использования разных выражений, голосов, интонаций. Например, персонаж в тексте сказал: «Немедленно остановись!» Объясните ребенку, что в этом случае он должен читать более громко, используя повелительный тон.

Развиваем любовь к книгам

Поддержите стремление ребенка к чтению. Если он предпочитает определенный жанр, не препятствуйте этому. Лучший способ стать беглым читателем – это постоянно практиковаться, даже если речь идет о повторении одних и тех же рассказов.

Несмотря на то что ребенок уже научился читать самостоятельно, не отказывайте ему в удовольствии послушать сказку на ночь. Когда родители читают, дети внимательно слушают и запоминают, что способствует расширению словарного запаса, улучшению памяти.

Периодически проверяйте, действительно ли ребенок понял прочитанную книгу. Вы можете помочь ему, задавая наводящие вопросы во время или после чтения. Поскольку собственные мысли детям зачастую сложно формулировать, наводящие вопросы дадут возможность построить комфортный диалог.

Некоторые малыши научатся читать быстрее, чем другие, но всем детям без исключения нужна практика, чтобы стать опытными читателями. Последовательная программа домашнего чтения может помочь каждому начать путь к грамотности.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание