Заработать очки и "купить" поощрение: эксперимент, как научить ребенка успевать больше по утрам

0
0

В осенний и зимний период особенно трудным является подъем в школу и на работу. И если ребенок не очень активный (а в это время активность резко снижается), есть смысл попробовать провести эксперимент. Психолог Алан Каздин предлагает свою методику, которая зарекомендовала себя как очень эффективная.

Пример девятилетней девочки Насти

Психолог поговорил с родителями Насти и выяснил причины их огорчения. Оказалось, что Настя встает на пятнадцать минут позже, чем нужно. Получается так, что ее будят, затем она снова ложится в кровать, и так несколько раз. Потом она долго смотрит в одну точку, ничего не делая, по двадцать минут выбирает себе одежду, собирает книги, которые вчера забыла сложить. В итоге получается, что ребенок выходит в школу намного позже и, естественно, очень часто опаздывает. Такое поведение свойственно многим детям, и это становится настоящей проблемой, как для них, так и для их родителей (а также для братьев и сестер).

Список требований

Для того чтобы получить желаемый результат, родителям было предложено написать список того, что они хотят видеть в итоге. Например, чтобы Настя быстро вставала с постели, собирала свои вещи, завтракала, одевалась и выходила в школу не позже чем в половине восьмого, при этом ей не нужны были напоминания со стороны родителей. Нужно было также написать все это в порядке значимости: что самое важное, а что – второстепенное. Важным в данном случае был подъем, одевание и своевременный завтрак.

Система поощрений

Психолог предложил выбрать систему поощрений за успехи Насти. В данном случае это были баллы, которые заносятся в таблицу. Необходимо написать, сколько баллов может получить девочка за то, что вовремя сделает все, что от нее требуется (один бал за одно действие, два – за второе, то есть по степени сложности в понимании родителей). Кроме того, нужно выбрать призы, на которые Настя может потратить заработанные баллы.

Главные правила

Таблицу следует разместить на видном месте, чтобы ребенок постоянно мог видеть задания и поощрения за их выполнение. Баллы должны начисляться сразу же, после выполнения и во время начисления баллов необходимо хвалить ребенка. Кроме того, рекомендуется быть последовательными. То есть сразу начислять очки и давать возможность малышу получить приз и не поощрять призом в случае невыполнения задания. Причем не сдаваться ни при каких условиях: не реагировать на просьбы или обещания, быть твердым в своем решении.

Призы и их зарабатывание

Определитесь с призами, они должны соответствовать возрасту ребенка. Например, это может быть покупка чего-нибудь из бижутерии (как в случае с Настей), канцтоваров, скачивание фильма или музыки на платном сайте и пр. Распределите количество баллов по ценности призов. На некоторые из них придется копить несколько недель, другие – приобрести прямо в тот же день. Родители Насти распределили баллы так, что в идеальном варианте девочка могла заработать три балла. При этом у них было шесть призов (от небольших до крупных). Мелкие она смогла бы получать ежедневно, а на большие копить в течение нескольких недель. Можно также назначить поощрительные баллы, которые прибавляются в случае выполнения заданий в течение трех дней (или двух, как вы захотите). В течение каждой недели родители Насти решили переносить заработанные баллы на следующую, чтобы получить суперприз (даже если они потрачены). Это всегда действует очень эффективно.

Похвала

Все время, когда Настя выполняла задания, родители ее хвалили. Они прибавляли ей дополнительные баллы, когда она несколько дней подряд вела себя идеально. Но когда она нарушала условия, никогда не ругали, а только напоминали о том, что девочка упустила возможность прибавить несколько баллов. Через время после начала эксперимента, когда Настя начала систематически выполнять все задания и получать дополнительные баллы, система была усложнена, и ей стали выдавать поощрительные очки за четыре, а затем – пять дней. В случае с Настей эксперимент закончился отлично. Вернее, система баллов и поощрений осталась, но девочка полностью изменилась в своем поведении.

Отрицательные результаты

Что делать, если ребенок не хочет или не может выполнять поставленные задачи? Проходит несколько дней, а никаких изменений нет? Тогда вам придется быть более настойчивыми и терпеливыми. Предложите свою помощь, например не уходите из комнаты, пока ребенок не встанет с кровати, или помогите с выбором одежды, соберите вместе с ним книги и пр. Еще раз просмотрите свой список и таблицу. Возможно, вы установили слишком маленький период, и ребенок пока еще не может успеть встать или собраться за столь короткое время. Увеличьте количество баллов и не давайте призов, которые были предусмотрены. Объясните, что все поощрения нужно заработать и отныне ничего даром даваться не будет. Только поговорите об этом не утром, а тогда, когда ребенок будет настроен на беседу (днем, во время отдыха).

Советы экспертов

Постарайтесь определить режим дня, от которого никогда не стоит отклоняться. Ребенок привыкнет вставать и ложиться в одно и то же время, и проблем не будет. Приучите малыша собирать портфель и подготавливать одежду с вечера. Если у вас большая семья, будет целесообразным разбудить всех минут на двадцать раньше. Это даст возможность вовремя собраться и не опоздать. То же самое можете делать, если ребенок один, но он никак не может быстро встать с постели. Поощряйте каждое усилие и желание, всегда договаривайтесь обо всем заранее. Не наказывайте и не применяйте строгих методов, поскольку только вашей добротой и пониманием ситуация может измениться к лучшему. Ваши усилия не будут напрасными, рано или поздно ребенок научится быть дисциплинированным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание