Не наказывать и объяснять: в чем минусы положительного воспитания детей

0
0

Современным родителям постоянно внушают мысль о том, что необходимо практиковать позитивное воспитание. Это означает, что запрещается наказывать ребенка и даже повышать на него голос. Действительно ли такое воспитание приводит к эффективным результатам? Увы, и в нем есть свои минусы.

Исторический экскурс

Данная концепция позитивного воспитания впервые возникла в двадцатых годах прошлого века благодаря психиатрам Рудольфу Дрейкурсу и Альфреду Адлеру. Однако долгие десятилетия на нее никто не обращал внимания, пока в девяностые годы о ней не вспомнил психолог Мартин Селигман.

Вся философия такого воспитания сосредоточена на мысли, что ребенок изначально хороший, добрый, что в нем нужно видеть только все самое позитивное. И в любой ситуации следует также акцентировать внимание на хорошем. Например, получил ребенок тройку за контрольную, можно его похвалить за то, что все-таки он что-то учил, старался. Сказать, что очень хорошо, что это не двойка. Или другой случай. Если один брат ударил другого, родители должны дать детям успокоиться, потом узнать, что они чувствуют, и вместе найти компромиссное решение.

Основные догмы позитивного воспитания:

  • не ругать, не наказывать ни при каких обстоятельствах;
  • вести с ребенком беседы, объяснять, как себя лучше вести, при этом по большей части акцентируя внимание на положительных чертах характера малыша;
  • родителям нельзя проявлять негативные эмоции: агрессию, злобу, раздражительность, гнев, недовольство и т. д.;
  • в любой ситуации взрослые должны оставаться спокойными и позитивными;
  • никакого метода "кнута" и "пряника".

«Однобокое» воспитание

Психолог Карин Койфман из Кентского университета в Огайо не согласна, что такое воспитание является эффективным. По ее мнению, отрицательные эмоции не менее важны в жизни человека, нежели позитивные. Вторые помогают в социализации, а первые — в долгосрочном планировании и сложных размышлениях.

У ребенка не может быть полноценного развития, когда он видит только одну сторону медали. В дальнейшей жизни он все равно столкнется с гневом, агрессией, раздражительностью, но уже со стороны чужих людей. И самое печальное, что он не будет знать, как на это реагировать, поскольку его близкие подобных эмоций при нем не проявляли.

Отсутствие жизненного опыта

По мнению Койфман, ребенок должен знать и видеть, когда родители опечалены, обеспокоены, рассержены тем или иным его поступком. Взрослые имеют право показать своим видом, что именно их не устраивает. Ребенок должен понимать последствия своих плохих поступков, а не получать похвалу за серьезные проступки.

Концепция позитивного воспитания лишает детей получения подобного жизненного опыта. В будущем это может привести к проблемам с социализацией, к неадекватной самооценке.

Тяжкое бремя для родителей

А теперь представьте, как это воспитание бьет по психике родителей: ведь они вынуждены постоянно оставаться позитивными и систематически подавлять негативные эмоции. Желание стать идеальной мамой или папой может привести к неврозам, депрессиям, заниженной самооценке. При всем желании невозможно соответствовать таким высоким ожиданиям и требованиям, предъявляемым к самому себе. Когда произойдет срыв, то последует сильное чувство вины, угрызения совести, как это бывает, когда человек сидит на диете, потом не выдерживает, начинает есть все подряд, а следом корит себя за такую слабость. "Это сильная нагрузка на психику", - считает Койфман.

«Я считаю, что все эти книги по воспитанию, которые побуждают нас работать усиленно над собой, чтобы стать лучше, на самом деле делают нам только хуже», - говорит доктор Эдлинн.

Спорный момент

Критика положительного воспитания в современном обществе, особенно на Западе, воспринимается резко негативно. Так, психолог Ариадна Брилл рассказала о том, как ее исключили из группы "Фейсбука" по позитивному воспитанию за один совет. Женщина предложила временно запретить ребенку подходить к собаке, которую тот ударил, вместо того чтобы проводить с малышом разъяснительную беседу.

Однако другие родители в группе резко осудили рекомендацию Ариадны, отметив, что трехлетний ребенок еще не умеет себя контролировать, а такое наказание, как изоляция от питомца, является очень жестоким. «Ребенок мог бы испытать еще большее наказание, если бы собака его укусила», - отметила Брилл, но ее пояснений уже никто не слушал.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание