Дело в интонации: как развивать память ребенку через стихи

0
0

Память у детей начинает развиваться с первой колыбельной. Проводить тренировку памяти, читая стихи, можно уже в возрасте 5−6 месяцев. Стихи обеспечивают тренировку мозга, поэтому родители могут практиковать декламацию для детей пеленочного возраста, не забывая о чувстве ритма и выражении. Пока не понимая слова, кроха уловит особенности ритма и меняющуюся интонацию. Вот какая поэзия подойдет в качестве первых стихов.

Первый опыт

В процессе чтения книг укрепляются отношения между детьми и взрослыми, что очень важно. Крохе так радостно и уютно слушать мамино или папино чтение, доставляющее ему наивысшее наслаждение. Дополнительной пользой станут попытки имитации родительской речи, вытягивание губ трубочкой, цоканье язычком, воспроизведение протяжных звуков.

Немного повзрослев, карапуз упражняется в повторении отдельных слов и словосочетаний. Начиная знакомить кроху с поэзией в самом раннем возрасте, родители закладывают фундамент для успешного развития детской памяти.

Для чего учить стихи

Уже в младшем детском возрасте можно выучить наизусть несколько строк стихотворения. Но не всем это удается легко. Чтобы учение не превратилось в мучение, родителям надо как можно раньше познакомить детей с миром поэзии.

Читая крохе стихи, взрослые способствуют процессу откладывания в памяти слов, образов и действий. Благодаря стихам происходит обогащение речи, облегчается процесс усвоения иностранных языков, окружающий мир приобретает особый шарм. У малышей стихи развивают фантазию, чувство ритма, музыкальный слух. Также они расширяют его кругозор, знакомят с окружающим миром.

Стихи для самых маленьких

Для самых маленьких необходимо выбирать простые и понятные стихи, в которых есть действия. Также важно, чтобы стихи были хорошо рифмованные.

Непонятные и трудные слова только оттолкнут малыша, а мелодичные заинтересуют своей простотой и красотой. Важно, чтобы малыш получил и эмоциональное наслаждение, слушая стих. Можно сопровождать чтение стихотворения действиями. К примеру:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох! Доска кончается,

Сейчас я упаду.

Читая это стихотворение, можно показывать малышу, как идет бычок, как он вздыхает. Для ребенка это станет своеобразной игрой, что еще больше привлечет его к чтению стихотворения.

Стихи для детей в возрасте от 2 до 5 лет

Детям до 5 лет предпочтительно подбирать варианты небольших четверостиший или коротких стишков, составленных из глаголов и существительных. После первых стихотворений можно переходить к более серьезным произведениям о природе и самих детях. Малышам будет интересно выучить строки для того, чтобы рассказать их в детском саду или перед другой аудиторией. Похвала за старания вызовет у крохи желание учить новые стихи. В возрасте 4-5 лет можно прочитать ребенку стихотворение Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". Его любят многие дети. Важно и то, что стих весьма поучительный.

Вот еще один интересный стишок:

Раз, два, три, четыре, Жили мышки на квартире, Чай пили, чашки мыли, По три денежки платили. Кто не хочет платить, тому и водить!

Стихи для детей в возрасте от 6 лет

Начиная с 6-летнего возраста, необходимо знакомить ребенка с более объемными стихами для дальнейшей тренировки мозга и логического мышления. К 6 годам малышу пора научиться давать ответы на вопросы, связанные с содержанием текста. Вот стихотворение Н. Антонова:

Я проснулся утром рано.

Только солнышко встает

И своим лучом румяным

Путешествовать зовет.

Мимо папы, мимо мамы

Я на цыпочках иду.

А за дверью птичий гомон,

Шелест лиственный в саду.

Сколько лета! Сколько света!

В нашем утреннем саду!

И меня счастливей нету!

Путешествовать иду!

Также в возрасте 5-6 лет можно читать детям стихи К. Чуковского, с. Маршака, С. Михалкова и других поэтов. Конечно, нужно читать стихи Пушкина. Трудно найти более легкую, более воздушную и отлично запоминающуюся поэзию.

Значение логопедических стихов

Выбор логопедических заданий для заучивания – это обязательное условие тренировки детского произношения. Это особенно актуально для детей, у которых много проблем логопедического характера.

Отлично подойдут и скороговорки. Вот классические варианты скороговорок для тренировки памяти и произношения.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

На горе Арарат вырос крупный виноград.

Каких авторов выбирать

Для детской памяти характерны активность, цепкость. Если правильно выбрать произведение, оно сохранится в голове крохи на долгие годы. Удачным станет выбор детских поэтов-классиков:

  • Корнея Чуковского.
  • Агнии Барто.
  • Самуила Маршака.
  • Сергея Михалкова.
  • Эдуарда Успенского.
  • Бориса Заходера.
  • Пушкина.
  • Ахматовой.
  • Есенина.
  • Пастернака.

Также родители могут найти массу других вариантов на свой вкус. Главное – помочь ребенку полюбить стихи.

Правила заучивания стихов

Взрослые запоминают стихи не так, как дети дошкольного возраста. Для первичного восприятия стихотворения малышу надо неоднократно прослушать его. Он еще не умеет воспринимать строки визуально, так как не умеет читать. Поэтому надо рассказать ребенку смысл поэзии, охарактеризовать действующих лиц, осознать чувства, передаваемые автором.

Процесс заучивания стихотворения сравним с процессом лепки снеговика. Строфы представляют собой накатанный снежный ком, в котором нанизанные друг на друга строчки составляют завершенное произведение. Нужно сперва выучить первую строчку. Для этого ее повторяют много раз. После этого добавляется вторая строчка. Когда малыш ее запомнит, добавляется третья строка и так далее. Для начала можно учить стишки из 2-4 строк. Для простоты запоминания можно акцентировать внимание ребенка на первых буквах каждой строчки стиха.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание