Когнитивные стратегии, обучение самоконтролю и другие методы психологического вмешательства при проблемах детского поведения

0
0

Когда у детей возникают проблемы в поведении, им требуется помощь психолога или психотерапевта. Родители часто интересуются, какие способы используют в своей работе эти специалисты. Они зависят от ситуации и возраста ребенка. В статье мы расскажем о методах вмешательства, которые используются в современной психологии при проблемах детского поведения.

Расстройства поведения: что это такое

Чаще всего психологи стакиваются с двумя поведенческими проблемами детей:

  • негативистским расстройством;
  • расстройством поведения.

Признаками негативистского расстройства является сердитое или раздражительное настроение, гнев, обида, частые споры. Это не единичные случаи, а устойчивое поведение, которое продолжается не менее полугода. Это расстройство обычно бывает в возрасте до 8 лет.

Расстройство поведения характеризуется нарушением социальных норм. Ребенок не подчиняется никаким правилам, жесток с животными и людьми, груб, иногда совершает кражи. Чаще такое поведение встречается в пубертатный период, но его начальные признаки проявляются еще в 5 - 6 лет.

Психотерапевты диагностируют расстройство поведения, если подобные проблемы отмечаются регулярно и продолжаются не менее 1 - 1,5 лет.

Далее мы расскажем о методах, которые использует специалист для коррекции перечисленных проблем. Их можно подразделить на поведенческие и когнитивные.

Поведенческие методы

Эти методы направлены на изменение поведения ребенка и его действий объективного характера. К ним относится:

  • использование фишек;
  • поведенческий договор.

Далее мы подробно раскроем суть этих методов.

Использование жетонов

Специалист использует жетоны или фишки. Он дает их ребенку как награду за проявления желательного поведения. Фишки используются в качестве положительного подкрепления. Впоследствии ребенок может обменять эти жетоны на различные материальные поощрения. А собрав определенное количество фишек, можно получить приз.

Такой игровой метод формирования желательного поведения хорошо работает с маленькими детьми.

Поведенческий договор

Этот способ эффективен для коррекции поведения детей постарше. Специалист заключает с подростком своего рода договор. В этом "контракте" прописаны правила, которым обязуется следовать ребенок, а также поощрения за хорошее поведение и наказания за плохое.

Когнитивные стратегии

Когнитивные стратегии направлены на изучение убеждений ребенка. Психолог выясняет, какие выводы делают дети из взаимодействия с семьей, друзьями и другими людьми из своего окружения. Специалист пытается изменить дисфункциональные и неправильные убеждения с помощью обучения.

К когнитивным стратегиям можно отнести:

  • когнитивную реструктуризацию;
  • самоинструкции;
  • обучение самоконтролю;
  • обучение решению проблем.

Эти способы обычно используют при работе с детьми школьного возраста. Далее мы рассмотрим эти методы более подробно.

Когнитивная реструктуризация

Когнитивная реструктуризация - это метод, при котором психолог пытается разрушить у ребенка прежние ложные убеждения и сформировать новые, более реалистичные и конструктивные взгляды.

Работа начинается с фазы образования, когда специалист убеждает ребенка в том, что его убеждения неверны и вредны. Затем начинается стадия обучения. Психолог предлагает подростку понаблюдать за собой.

Следующий этап работы - обсуждение убеждений ребенка. Затем следует поиск и установление альтернативных идей.

Самоинструкция

Самоинструкция - это действенный метод, который помогает справиться с импульсивностью. Психолог вместе с ребенком составляет определенный свод правил, который помогает ребенку действовать соответствующим образом.

Сначала инструкции выполняются вслух и с помощью модели, чтобы, наконец, их можно было выполнять скрытно, то есть без словесного выражения.

Обучение самоконтролю

Техника самоконтроля направлена на изменение фона и последствий, связанных с дисфункциональным поведением. Она состоит из самонаблюдения, постановки реалистичных целей для самооценки и обучения способности регулировать свое импульсивное поведение. Эта стратегия осуществляется во время консультации с целью ее применения в различных сферах жизни.

Обучение решению проблем

Обучение решению проблем - важная часть работы психолога с ребенком. Оно начинается с формирования способности распознавать проблемы и признавать, что они являются нормальными событиями.

Далее ребенок учится формулировать проблему конкретным образом. Затем совместно с психологом вырабатываются возможные варианты ее решения и оцениваются их возможные последствия. На заключительном этапе реализуется выбранная альтернатива.

Заключение

Если вы заметили у ребенка стойкие нарушения поведения, то не стесняйтесь посетить с ним психолога или психотерапевта. Используя современные методы, специалист поможет преодолеть возникшие проблемы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание