Психологи рассказали, как правильно реагировать на неудачи детей

0
0

Детские неудачи могут приводит родителей в состояние глубокого расстройства. Когда чадо приносит из школы низкую отметку, не может выиграть в спортивном соревновании или теряет по дороге деньги на обед, кажется, что все усилия по воспитанию оказались напрасными. Матери и отцы часто говорят своим детям в таких случаях: "В кого же ты такой уродился? Отчего Феде Иванову все по силам, а тебе нет?" Но такая реакция, утверждают психологи, неправильная.

Отличать важное от второстепенного

Немногие родители задумываются о том, что такие слова родителей могут иметь далеко идущие последствия. Детские проблемы, конечно же, не сравнить со взрослыми. Однако именно благодаря этим небольшим сложностям дитя и учится преодолевать неудачные периоды. Поэтому родителям, как бы ни хотелось еще больше обругать ребенка, нужно взять себя в руки. Причитания только еще больше усугубят детские страдания. Нужно помнить главное: все живы и здоровы. А значит, остальные неудачи - это лишь временные затруднения, с которыми вполне можно справиться. Ведь пройдет несколько лет, и все эти оценки по математике и проваленные олимпиады уже не будут иметь ровным счетом никакого значения.

Кстати, придумыванием наносных проблем родители любят заниматься и сами для себя. Когда очередная вещь показалась слишком важной, стоит спросить себя: а какое это значение будет иметь по прошествии пяти-семи лет? Окажет ли это столь сильное влияние на мою жизнь в будущем? Если ответ отрицательный, не стоит изводить себя понапрасну. И тот же принцип должен действовать во взаимодействии с ребенком.

Ребенок - не инструмент для удовлетворения амбиций

Сколь часто родители стремятся посредством детей реализовать свои мечты! Сказано об этом достаточно много, и все равно матери и отцы продолжают совершать одну и ту же ошибку. Не став профессиональной актрисой, мать отдает дочку в театральное училище, хотя на самом деле та с ранних лет интересуется наукой. Не реализовав свои способности в спорте, отец отдает сына в секцию, хотя тому совершенно не интересен гольф или дзюдо. Родители, которые сами в детстве были двоечниками, хотят, чтобы их дети стали круглыми отличниками.

Главное - счастье малыша

Но ведь если ребенок не будет счастлив, то тогда зачем ему все эти занятия? И стоит ли расставаться из-за плохих оценок в конкурсе игры на скрипке, если его этот музыкальный инструмент никоим образом не интересует? Также стоит напомнить себе и о том, что счастливые люди достигают успеха гораздо чаще, нежели несчастные. Ведь они следуют велению своего сердца, а не требованиям социума. И в тяжелом ежедневном труде именно любовь к какому-то делу способна помочь преодолеть все препятствия.

Такой подход стоит развивать в малыше с детства. Тогда во взрослом возрасте следовать ему будет гораздо легче. А для этого нужно определить, что нравится ребенку, а не является отражением ваших личных амбициозных планов. В таком случае и шансов на успех в этой области у чада будет гораздо больше.

Усматривать причинно-следственные связи

Анализ ситуации крайне важен после каждой неудачи. Он должен быть трезвым и максимально объективным. Чем кричать на ребенка: "Какой ты растяпа, как можно было в пятый раз приносить домой плохие отметки!", стоит разобрать ситуацию по полочкам. Это точно будет полезнее, чем срывать на ребенке свое недовольство. Почему именно была получена плохая отметка? Ребенок недостаточно позанимался? У него не было времени? Может быть, обстановка в классе не располагала к тому, чтобы он продекларировал стихотворение без ошибок? Может быть, у малыша имеются недоброжелатели и это помешало выступить на "пять"?

Ребенок должен понимать, что даже из самых неприятных и сложных ситуаций, из каждой жизненной неудачи имеется выход. И кто, если не родители, помогут ему его отыскать?