Дети без гнева: как инуиты учат своих малышей справляться с негативными эмоциями

0
0

Еще в 1960-х годах аспирант Гарварда Джин Бриггс сделала выдающееся открытие о природе человеческого гнева. В 34 года она путешествовала за полярным кругом, прожив в тундре 17 месяцев. Там не было ни дорог, ни систем отопления, ни продуктовых магазинов. Зимой температура опускалась ниже -40 градусов по Цельсию. Бриггс убедила семью инуитов "удочерить" ее, чтобы описать их жизнь в естественных условиях.

Нет гневу

В то время многие семьи инуитов жили так же, как их предки в течение многих тысячелетий. Они строили иглу зимой и палатки летом. Ели только то, что давала природа - рыбу, тюленей, оленей.

Бриггс быстро поняла, что в этих семьях происходит что-то удивительное: взрослые обладают исключительной способностью контролировать свой гнев. В интервью Канадской радиовещательной корпорации исследовательница подчеркивала, что они никогда не злились, даже простое проявление разочарования или раздражения были не ярко выраженными.

Например, однажды кто-то опрокинул кипящий чайник в иглу, повредив ледяной пол. Никто не стал этому возмущаться. "Жаль", - спокойно сказал виновник происшествия и пошел снова за водой.

В другом случае леска, на плетение которой ушло несколько дней, порвалась при первом забросе удочки. Ни у кого не появилось признаков гнева "Шейте заново", - только произнес кто-то.

На их фоне Бриггс выглядела как дикий ребенок, хотя старалась контролировать свой гнев. Она действовала намного импульсивнее. Она решила разобраться, как родители-инуиты прививают эту способность своим детям? Как превращают малышей, склонных к истерике, в хладнокровных взрослых?

Удивительный способ воспитания

В 1971 году она нашла подсказку. Гуляя по каменистому пляжу в Арктике, увидела, как молодая мама играет со своим малышом: маленьким мальчиком около двух лет. Мама взяла гальку и сказала: "Ударь меня! Продолжай. Ударь меня сильнее", - вспоминала Бриггс.

Мальчик бросил камень в свою мать, и она воскликнула: "Ууууу. Это больно!"

Бриггс была совершенно сбита с толку. Казалось, ее действия противоречили всему, что Бриггс знала о культуре инуитов.

Оказывается, это был мощный инструмент, чтобы научить ребенка контролировать свой гнев: одна из самых интригующих стратегий воспитания, с которыми вам когда-либо приходилось сталкиваться.

Не ругать!

После прочтения книги Бриггс, которая умерла в 2016 году, к инуитам приехала другая исследовательница Микаэлин Дуклефф, чтобы разобраться в особенностях местного воспитания, контролировании эмоций. Повсюду мамы упоминают одно золотое правило: никогда не кричать на маленьких детей.

Традиционно воспитание инуитов - заботливое и нежное. Они считают, что ругать детей и даже говорить с ними сердитым голосом - неуместно. Когда они маленькие, это не помогает, а только заставляет вас самих разнервничаться. Даже если ребенок ударит вас или укусит.

Инуиты считали, что кричать на маленького ребенка - унизительно. Интенсивная колонизация за прошедшее столетие наносит ущерб этим традициям. Сообщество усердно работает, чтобы сохранить родительский подход без изменений.

Гута Джо читает лекции для родителей в Арктическом колледже. Она подчеркивает, что когда вы отправляете ребенка в свою комнату за какую-то провинность, только учите его злиться и убегать от проблем. Учим его кричать, когда его что-то расстраивает.

Напротив, родители, которые контролируют свой собственный гнев, помогают детям учиться делать то же самое.

Жуткий монстр в воде

Но если не кричать, как вы научите ребенка правилам? Удержите от того, чтобы он не выбежал на дорогу или ударил другого малыша?

В течение тысячелетий инуиты полагались на истории, из которых ребенок должен был извлечь урок.

Например, как научиться детей держаться подальше от океана, где они могут легко утонуть? Вместо того, чтобы кричать: "Не подходи к воде!", родители инуитов рассказывают особую историю о том, что в воде находится жуткий монстр.

Есть история, связанная с северным сиянием, которая учит не забывать надевать шапки. Родители рассказывают, что если дети выйдут с непокрытой головой, северное сияние отнимет ее и начнет играть в футбол.

Эти истории могут показаться слишком страшными для маленьких детей. Но они очень эффективно действуют на ребенка. Ведь устная история - это способ воспитания, которые родители использовали для обучения детей тысячи лет.

Почему ты не ударил меня?

Мина Ишулутак стала одной из героинь книги Бриггс, когда ей было 3 года. Исследовательница жила в доме ее семьи около 6 месяцев, изучая особенности поведения ребенка в повседневной среде. Полученные ею данные составляют основу для понимания принципов воспитания спокойных и хладнокровных детей.

Когда ребенок гневался: бил кого-то или впадал в истерику, никакого наказания не было. Вместо этого родители ждали, пока он успокоится, а затем разыгрывали то, что произошло, включая реальные последствия такого поведения.

Обучающие спектакли

При этом у них всегда был игривый и веселый тон. Обычно, такие спектакли начинались с вопроса, провоцирующего ребенка плохо себя вести. Например, если он кого-то ударил, мама могла спросить: "Почему ты не ударил меня?"

Если ребенок ловил эту приманку и бил маму, она не начинала кричать или ругаться, а разыгрывала последствия, демонстрируя, как ей больно.

Такие мини-спектакли имеют не только воспитательный эффект, но и учат не поддаваться на провокации, становиться более сильными эмоционально.

Контроль гнева

Другими словами, они дают возможность поупражняться в контроле над своим гневом, когда при этом они спокойны. Эта практика, вероятно, очень важна для детей. Потому что когда человек уже злится, ему нелегко подавить свои чувства. Даже взрослому.

"Когда вы пытаетесь контролировать свои эмоции в такой момент, это очень трудно сделать", - говорит психолог из Северо-восточного университета Лиза Фельдман Барретт, которая изучает, как работают эмоции.

Но если вы будете практиковать контроль эмоций в момент, когда не злитесь, у вас будет больше шансов справиться с гневом в критической ситуации.

"Эта практика, по сути, помогает перенастроить ваш мозг, чтобы вы могли гораздо проще замещать гнев другими эмоциями" - говорит она.

Эта эмоциональная практика может быть даже более важной для детей, подчеркивает психолог Маркхэм. Ведь мозг ребенка все еще развивает схему, необходимую для самоконтроля.

Маркхэм подчеркивает, что у детей можно встретить самый широкий перечень разнообразных эмоций. У них еще не до конца развилась префронтальная кора головного мозга. Поэтому то, что мы делаем, реагируя на эмоции нашего ребенка, формирует его мозг.

Игра

Маркхэм рекомендует подход, близкий к тому, который используют родители инуитов. Когда ребенок ведет себя плохо, она предлагает подождать, пока все не успокоятся. Затем посмотрите, что случилось с ребенком. Вы можете рассказать ему историю о том, что произошло, разыграть сценку, используя фигурки животных. Такой подход помогает развивать самоконтроль.

Убедитесь, что делаете две вещи, когда воспроизводите плохое поведение. Во-первых, продолжайте вовлекать ребенка, задавая много вопросов. Например, если у он часто дерется, можете остановиться посреди кукольного спектакля и спросить: "Бобби хочет ударить кого-то прямо сейчас. Должен ли он это сделать?".

Во-вторых, убедитесь, что это весело. Маркхэм говорит, что многие родители игнорируют игру, как инструмент для дисциплины. Но фэнтезийная игра предлагает массу возможностей для обучения детей правильному поведению.

"Игра - это их работа, - настаивает Маркхэм. - Так они узнают о мире, набираются опыта".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание