Детский лепет - особая категория звуков, которые влияют на формирование речи

0
0

Если бы у детей была универсальная черта, это была бы их речь. В первые месяцы жизни общение детей с родителями сводится к набору звуков, которые принято называть лепетом. Но для чего это нужно? Неужели только для того, чтобы развлекать родителей? Все больше исследований говорит о том, что лепет ребенка фактически закладывает основу для развития языка. Поэтому родители должны стимулировать его появление, общаясь с малышом.

Важная тренировка

Среди разнообразных звуков, издаваемых младенцами, лепет выделяется в особую категорию. Появляется эта форма общения к 6–8 месяцам жизни ребенка. Не нужно быть психологом, врачом или лингвистом, чтобы определить момент развития лепета. Малыш начинает повторять одинаковые звуки, причем делать это постоянно и осознанно. То есть лепет - это начало изучения звуков, которые можно использовать в речи.

Ритмичные повторения

Зарождается лепет с воспроизведения отдельных гласных и согласных звуков. Сроки у всех детей разные, кто-то уже через неделю перейдет к повторению слогов, другие дольше будут упражняться со звуками. Но всем свойственна привычка повторять их ритмично. Это своего рода тренировка для того, чтобы иметь возможность создавать слова.

На этом этапе дети, по-видимому, повторяют бесконечные «Дададада», не осознавая их практической ценности. Но вскоре эти звуки превращаются в короткие, более обрезанные выражения, которые начинают напоминать слова. Считается, что этот сдвиг обусловлен растущим осознанием ребенком слов, которые произносят взрослые вокруг него, и их желанием имитировать их.

Интересное исследование

Специалисты в области дефектологии и раннего развития установили, что глухие дети начинают лепетать, как и все остальные. Просто этот процесс немного задерживается. Но прогресс останавливается на этапе, когда лепет должен начинать приобретать форму слов. Глухие дети не могут слышать слова взрослых, которые они обычно пытаются имитировать.

Становление речи

Несколько месяцев дети практикуются в произношении коротких слогов. За это время они улавливают словоформы, которые способны воспроизвести. Это становится основным мостом, который позволяет им начать повторять слова, которые они часто слышат. В этот момент (от 10 до 15 месяцев) дети будут смешивать отдельные звуки и полностью сформированные слова. К тому моменту, когда у них в репертуаре будет 20–30 слов, которые они регулярно произносят, можно говорить о зарождении речи.

Вместо заключения

Поскольку лепет является ступенькой к языку, его следует поощрять посредством большого количества общения с детьми. И хотя некоторые люди могут подумать, что чтение произведений классиков лучше всего подходит для их ребенка, с таким же успехом можно рассказывать им о солнышке за окном. Чем чаще малыш слышит человеческую речь, чем больше мама и папа обращаются к нему, тем быстрей проходит формирование всех психических процессов, включая и развитие речи. Поэтому лепет нельзя назвать праздным занятием. Это работа, которую ежедневно выполняет малыш, чтобы язык начал его слушаться.