Как воспитать хорошего ребенка: психолог из Гарварда рассказывает три способа

0
0

Новый век принес обществу немало высокотехнологических новшеств, которые сделали жизнь человека интереснее и комфортнее. Но вместе с очевидной пользой новые условия существования человека в открытом коммуникационном мире поставили и ряд проблем этического свойства. И пока передовая часть общества занята поисками их решения, современные семьи вынуждены искать и адекватные методы воспитания детей, которым придется жить в меняющихся условиях. Спрос на обновленные принципы детского воспитания в условиях цифровой эпохи подтверждается и растущей популярностью нестандартных авторских методик развития личности. Но, как показывают исследования психологов, базовые принципы в подходах к воспитанию остаются если не прежними, то достаточно простыми. В частности, психолог из Гарвардского университета рекомендует опираться на 3 основных способа воспитания, которые и будут рассмотрены ниже.

1. Обучение этическим принципам

Привитие доброты сегодня актуально как никогда. Несмотря на растущую популярность моделей эгоистичного и циничного поведения, специалисты в самых разных областях подтверждают, что стремление к заботе о других людях даст куда больше преимуществ. Разумеется, не стоит ориентировать ребенка на то, что он получит таким образом вознаграждение. Положительная отдача при добросердечном отношении к другим людям возможна только при условии, что человек делает хорошие поступки от чистого сердца. Искренность – залог доверия со стороны окружающих, что само по себе является фактором успеха как в личной жизни, так и в области деловых отношений. Своего рода контроль взаимоотношений, в которых должно быть место проявлению добрых человеческих качеств, должен основываться на принципах ответственности и выполнении своих обязанностей перед окружающими.

Практическое применение

Способность проявлять заботу о других людях и в целом по-доброму относиться к окружающему миру прививается через опыт положительной коммуникации. Важно, чтобы ребенок с юных лет как можно чаще контактировал с разными объектами окружения, в котором он находится. Через положительные эмоции в таких контактах вырабатывается внутреннее ощущение любви, а это необходимое условие для искреннего проявления светлых чувств.

2. Совместное времяпрепровождение

Тоже одно из базовых условий для формирования целого ряда положительных чувств и качеств развивающегося ребенка. Для начала следует понять, что занятость ребенка вовсе не означает, что он в принципе не нуждается во внимании со стороны ближайших взрослых. Он может постоянно говорить по телефону, общаться в соцсетях или играть в компьютерные игры, но такие формы досуга не заменят ему родителей. И речь идет даже не об уходе или банальных способах развлечения. В первую очередь коммуникация ребенка с родителями направлена на диалог, в котором маленький человек может доверительно поделиться своими страхами, идеями, чувствами и переживаниями. Контакт с ближайшим взрослым человеком является для детей и площадкой для размышлений, и формой обретения уверенности в своей безопасности. Нахождение в русле эмоционально-коммуникационного взаимодействия с ребенком – одно из ключевых условий, которое должны обеспечить родители в контексте воспитательной работы.

Практическое применение

Формы такого взаимодействия с ребенком могут быть самыми разными. Но важно, чтобы они не носили характер навязчивого и тем более принудительного общения. Если ребенок сам стремится к беседам на важные для него темы – непременно поощряйте это желание, уделяя столько времени, сколько потребуется. Если же он не хочет или пока не готов открываться и делиться тем, что у него наболело, не нужно настаивать. Подходы со стороны взрослого, особенно к разговорам с болезненными вопросами, должны быть крайне мягкими и деликатными. Начинать диалог можно и вовсе со сторонних тем, спрашивая о том, например, как прошел день. На начальном этапе задача заключается не в решении конкретных задач и проблем, а именно в создании почвы для доверительных разговоров. Будет нелишним также рассказывать и о себе, ведь наверняка и ребенка интересует что-то из жизни своих родителей.

3. Формирование широкого взгляда на мир

В воспитании детей многие приемы и факторы обучения справедливо ориентируются на ограниченное жизненное пространство, в котором ребенок находится. Собственно, типовой круг общения и какого-либо взаимодействия ребенка с внешним миром ограничивается родителями, в широком понимании родными, одноклассниками и соседями. Однако замкнутость на этом пространстве изначально ограничивает детей в представлении о мире и людях, живущих не просто на планете, а хотя бы в пределах района, города и страны. Заглядывая за эти пределы, ребенок учится понимать многие закономерности и процессы мироздания, без знания которых он не сможет мыслить масштабно в будущем.

Практическое применение

Расширить картину мира у ребенка в наше время очень просто. Те самые средства коммуникации нового поколения помогут в этом деле узнать, каким образом люди живут и взаимодействуют друг с другом на отдаленных пространствах. Ребенок сможет получить представление о других культурах, традициях и правилах жизни. Но самое важное заключается в том, что каждый шаг такого познания должен быть прочувствован ребенком изнутри. Связь с другими людьми должна подкрепляться желанием их искреннего узнавания через установки мира и добра.

Заключение

Наряду с перечисленными моделями воспитания можно отметить и еще один фактор влияния на детей, который может стать решающим независимо от используемой стратегии. Это личный пример родителей. О каких бы сферах и аспектах жизнедеятельности ни шла речь, ребенок в первую очередь будет смотреть на поведение взрослых, которые являются для него авторитетом. Казалось бы, ничего нет проще, чем просто давать каждый раз пример хорошего поведения. Но в том и заключается проблема, что дети и взрослые могут по-разному воспринимать смысл одного и того же поступка. И в этой связи родителям рекомендуется обращаться уже к своим детским переживаниям, вспоминая наиболее явные недостатки в воспитательных приемах, которые применяли уже их родители.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание