"В планы Всевышнего не входило сделать человека счастливым". Религия по Зигмунду Фрейду

0
0

Формирование собственной психоаналитической школы сделало Зигмунда Фрейда знаменитым. При этом в числе его интересов было изучение религии. Такая увлеченность на фоне атеистической позиции Фрейда объясняется его еврейскими корнями и соответствующим воспитанием.

Религиозная среда

Родился Фрейд в еврейской семье. Местом его рождения стал город Фрайберг, Австрийская империя. В этом регионе сильным было влияние римско-католической церкви.

В итоге религия оставила заметный след в сознании Зигмунда и он, не принимая, пытался понять ее на протяжении жизни. Известный психоаналитик написал несколько книг, посвященных теме духовности. Среди них были:

  • «Будущее иллюзии».
  • «Цивилизация и ее недовольство».
  • «Тотем и табу» и др.

По мнению Фрейда, религия – это одна из форм выражения дистресса (ухудшение протекания психофизиологических функций) и психологических неврозов.

Также, на определенном этапе своей профессиональной активности, Зигмунд думал, что религия, в зависимости от конкретного случая, может быть:

  • попыткой контроля эдипального комплекса;
  • детским заблуждением;
  • попыткой контролировать внешний мир, который в реальности контролю не поддается;
  • иллюзорным инструментом исполнения желаний;
  • средством, позволяющим придать нужную структуру определенным социальным группам.

То есть австрийский психолог не верил в реальное духовное основание религиозных убеждений и постоянно искал истинные причины формирования такого мышления.

Еврейское наследие

Фрейд открыто говорил о своем атеизме. По его мнению, религия – это состояние ума, которое нужно преодолеть. Но при этом известный психолог признавал, что влияние религии на идентичность является более чем ощутимым.

Он соглашался с тем, что и на его личность оказали значительное влияние такие факторы, как еврейское воспитание и антисемитизм, с которым ему нередко приходилось сталкиваться.

Фрейд говорил, что его язык – немецкий, как достижения и культура. Он рассказывал о том, что долгое время считал себя по интеллектуальной структуре немцем. Но его позиция изменилась, когда он заметил, как сильно растет популярность антисемитских предрассудков в немецкой Австрии и Германии.

После событий того периода Фрейд предпочитал называть себя евреем. Об этом известный психоаналитик написал в 1925 году.

Религия по Фрейду

Если ориентироваться на самые известные работы этого психолога, то можно сделать вывод, что он считал религию иллюзией, попыткой получить контроль над внешним миром и одной из форм невроза.

То есть, по мнению Фрейда, если человек искренне и убежденно исповедовал конкретную религию, то он находился за пределами границ психического здоровья и объективного восприятия реальности.

По мнению австрийского психолога, сила религии в том, что она дает человеку иллюзии, воплощения которых тот ищет на уровне инстинктов. Фрейд сравнивал веру в существование различных божеств с неврозом детства.

В одной из своих последних работ «Моисей и монотеизм» Зигмунд писал, что религия является ни чем иным, как попыткой получить контроль над чувственным миром, в котором мы все находимся.

Его анализ сводится к тому, что для восполнения потребностей люди развивают внутри себя вымышленный мир, где их желания уже реализованы, или же воплотятся в будущем.

В итоге у верующих, по мнению Фрейда, создается убежденность, что, так или иначе, они получат то, чего давно хотели – полноценное счастье вопреки своему и внешнему несовершенству.

Критика религиозного мышления

Зигмунд Фрейд много времени уделял оценке религии с точки зрения психологии. Он был искренне увлечен этой темой, но сами убеждения верующих при этом оценивал предельно критически.

Недовольство австрийского психоаналитика вызывали такие грани религиозной жизни, как резкость в оценке статуса грешников, нелюбовь к тем, кто не является частью верных Богу общин, и неприветливость.

В итоге Фрейд определил религию не как искреннюю, бескорыстную веру в Бога, а отвел ей роль способа воплощения нереализуемых в несовершенном материальном мире желаний.

Таким образом, религия не дает реального счастья, а предлагает только его иллюзию.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание