Достопримечательности Рима, которые обходят стороной большинство туристов: исследуем бани Диоклетиана и многое другое

0
0

Рим хранит историю многих веков и тысячелетий. Город настолько полон памятниками, что трудно сориентироваться в его культурных достопримечательностях.

Наибольшее внимание привлекают такие знаменитые и грандиозные сооружения итальянской столицы, как Колизей, Пантеон, площадь и базилика святого Петра в Ватикане или развалины Форума. Но среди культурных сокровищ Рима есть и другие, не менее впечатляющие памятники, которыми, безусловно, стоит полюбоваться.

Термы Диоклетиана

Руины бань, построенных в конце III – начале IV века, в правление императора Диоклетиана (на главном фото), занимают обширную территорию свыше 13 гектаров по соседству с площадью Республики в центре города. Термы представляли собой целый комплекс, включавший помимо собственно банных помещений бассейны, залы для гимнастических упражнений и библиотеку.

На месте, где располагались термы, ныне стоят две церкви: Санта-Мария-дельи-Анджели (автором ее проекта был Микеланджело) и церковь монашеского ордена цистерцианцев Сан-Бернардо-алле-Терме. Частично помещения бань занимает экспозиция Национального римского музея: коллекция скульптур, надписей, фресок, мозаик и других античных памятников.

Вилла и галерея Боргезе

Этот большой парк был разбит на холме Пинчо в XVII веке, а современное оформление в английском стиле приобрел в XIX столетии. В парке можно взять напрокат велосипед, покататься на гребных лодках по прудам, а для детей предусмотрены прогулки на пони, кукольные представления и другие аттракционы.

На территории парка расположено несколько музеев. Один из них – Галерея Боргезе, в которой размещены коллекции скульптуры, рельефов и картин. В собрании полотен представлены работы выдающихся европейских художников – Рафаэля, Веронезе, Караваджо, Тициана, Рубенса и других.

Еще один замечательный музей садов Боргезе – Вилла Джулия, ранее служившая летней папской резиденцией. Теперь в ее здании, построенном в XVI веке, помещена богатая коллекция этрусских бронзовых и терракотовых предметов искусства – саркофагов, ваз, статуэток и украшений.

Термы Каракаллы

Огромный комплекс бань, садов, библиотек, залов для отдыха и занятий спортом был построен в начале III века, во время правления Каракаллы – императора из династии Северов. Термы отличались великолепной художественной отделкой монументальных зданий.

Стены бань были облицованы мрамором, полы покрыты мозаикой, а купольные перекрытия опирались на мощные арки. Термы украшало множество фресок и прекрасных статуй, в том числе оригинал знаменитой скульптурной композиции «Фарнезский бык».

Ныне термы Каракаллы стоят в руинах, но и в таком виде они поражают воображение. Во время Олимпийских игр 1960 года на территории этого замечательного памятника проводились соревнования по спортивной гимнастике.

Латеранская базилика

Римский кафедральный собор, стоящий на Латеранском холме, посвящен Иоанну Крестителю и известен также как базилика Сан-Джованни-ин-Латерано. Это главный храм католического мира.

Несмотря на многочисленные реконструкции, Сан-Джованни, основанный в IV столетии, еще сохраняет черты первоначального плана. Внешний вид базилики представляет собой смешение стилей барокко и классицизма. Так, современный классический фасад храм обрел в XVIII веке.

В интерьере Сан-Джованни до наших дней дошли средневековые фрески, в том числе портрет папы Бонифация VIII кисти Джотто. Сохранился и красивый деревянный потолок XVI века.

Рядом с храмом стоит древнейший христианский баптистерий (крестильня) постройки 440 года и папская капелла с одной из самых почитаемых реликвий – Святой лестницей. Согласно преданию, эту мраморную лестницу привезла из Иерусалимского дворца Пилата Святая Елена.

Пьяцца Навона

Площадь устроена на месте древнего римского стадиона. В эпоху Средневековья это место использовалось для проведения празднеств, а в XV–XIX веках здесь располагался городской рынок.

Застройка площади барочными зданиями, украшающими ее ныне, началась в 1650-х годах возведением церкви св. Агнессы (Сант-Аньезе) по проекту архитектора Франческо Борромини. В величественном интерьере Церкви гармонично сочетаются позолоченная бронза, мрамор, фрески и рельефы. Фасад, купол и колокольня Сант-Аньезе, в которых единый дизайн искусно скомбинированы различные элементы, послужил образцом для церквей в стиле барокко и рококо в Италии и других странах.

Другой замечательный архитектор, художник и скульптор – Джан Лоренцо Бернини – создал центральную композицию, украшающую площадь – Фонтан Четырех рек. Над его бассейном возносится вывезенный из Египта обелиск, а фигуры скульптурной композиции олицетворяют Дунай, Нил, Ганг и Рио-де-ла-Плату и символизируют власть римской церкви в четырех частях света.

Неподалеку от Пьяцца Навона находится церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, знаменитая тремя картинами Караваджо.

Палатинский холм

Палатин играет особую роль в истории Рима: здесь обнаружены остатки древнейшего поселения на территории города. Его следы возле руин храма Кибелы относятся к рубежу II–I тысячелетий до н. э.

Палатинский холм был культовым местом древнейших римлян, а позднее на нем стали возводить свои дворцы знатнейшие семьи и императоры. В Средние века все эти великолепные постройки превратились в развалины.

В XVI столетии для кардинала Алессандро Фарнезе на холме был устроен парк с павильонами, террасами, цветниками и фонтанами, и живописные палатинские руины стали его украшением. Среди достопримечательностей Палатина – Дом Ливии (супруги императора Августа), Дворец Флавиев, Дворец Августов. Даже будучи полуразрушенными, эти памятники оставляют неизгладимое впечатление.

Аппиева дорога и катакомбы

Самая важная из древних римских дорог (сами римляне называли ее «царицей дорог») строилась более ста лет – с конца IV до начала II века до н. э. Вдоль нее было сооружено множество построек – акведуков, гробниц, вилл, а позднее и христианских храмов. Один из самых значительных памятников дороги стоит на ее третьем километре, в пределах Рима. Это гробница Цецилии Метеллы в виде башни, к которой уже в Средние века были добавлены зубцы.

Вдоль дороги под землей сооружено множество катакомб, использовавшихся в позднеантичную эпоху как места для погребения. Катакомбы св. Каликста (Сан-Каллисто) представляют собой сложную многоуровневую сеть подземных ходов общей длиной более двадцати километров. В них обнаружены десятки тысяч раннехристианских захоронений и шесть часовен.

В катакомбах св. Себастьяна первоначально устраивались языческие погребения, а затем – христианские. В подземной крипте хранятся мощи и бюст святого, а некоторые могилы украшены лепниной и росписями.

Наиболее обширны четырехэтажные катакомбы Домитиллы, возникшие на месте древнеримского семейного склепа. В галереях катакомб скрываются тысячи гробниц, и более восьмидесяти из них расписаны высокохудожественными фресками на религиозные и светские темы.

Фонтан Треви

Этот архитектурно-скульптурный шедевр XVIII века увековечен в нескольких фильмах, например, в такой знаменитой кинокартине, как «Римские каникулы». Фонтан, построенный по проекту Николо Сальви для папы Климента XII, составляет единый комплекс с палаццо герцогов Поли.

Центральная фигура композиции – морское божество Океан (Нептун). Его экипаж – раковину – влекут морские кони и мифологические существа с рыбьими хвостами – тритоны. На заднем плане, на фасаде палаццо – аллегорические изображения Изобилия и Здоровья. Вода к фонтану поступает по древнему акведуку.

Существует традиция бросать монетки в бассейн фонтана Треви. Тот, кто бросит одну монету, обязательно вернется в Рим. Две монетки означают свидание, три – свадьбу, четыре обещают богатство. А вот пять монет бросать не стоит: это к разлуке.

Базилика Санта-Мария-Маджоре

По преданию, одна из самых величественных римских церквей появилась после того, как папа Либерий увидел сон, в котором Богоматерь направила его на строительство церкви на том месте, где на следующий день выпадет снег. Несмотря на то, что стоял август, наутро холм Эсквилин оказался припорошен снегом. Это случилось в 352 году.

Базилика много раз перестраивалась. Например, колокольня базилики относится к XIV, а главный фасад – к XVIII столетию. Интерьер, отличающийся особой торжественностью, сохранил прекрасные мозаики, в том числе настоящий шедевр – сцену коронования Девы Марии, созданную в XIII веке художником Якопо Торрити.

В Санта-Мария-Маджоре есть и гораздо более древние мозаики, относящиеся к V веку, а на потолке сияет первое золото, привезенное из Америки (дар испанской монаршей четы – Фердинанда и Изабеллы).

Исторический центр

Улицы и переулки исторического центра итальянской столицы обладают особой атмосферой: здесь все дышит историей и искусством. Множество старых церквей хранят удивительные произведения, созданные великими мастерами, – от картин Караваджо до статуй Бернини.

Одна из достопримечательностей исторического центра – так называемая Испанская лестница, 135 ступеней которой поднимаются к французской церкви Тринита-деи-Монти. Лестница получила свое название по площади, лежащей у ее подножия. Здесь расположена так называемая «Баркачча» – необычный фонтан в форме лодки.

Рим настолько велик и богат памятниками Античности, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, что способен ошеломить своим культурным наследием. Наверное, никому не под силу увидеть все достопримечательности Вечного города, да это и не нужно. Для того чтобы составить собственное впечатление о Риме, нужно выбрать места, к которым потянется душа, и не спеша насладиться их красотой. И не обязательно это должны быть самые знаменитые памятники: в этом городе каждый найдет то, что затронет его сердце.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание