Хорошие учителя позволяют детскому уму блуждать и удивляться

0
0

Урок естествознания в пятом классе зимним утром: солнце низко, как и голос учителя, и вы только начинаете согреваться. Учитель танцует вокруг карты Солнечной системы, указывая то на этот ярко раскрашенный диск, то на тот. Желтый свет начинает просачиваться через окна – солнце наконец-то поднялось достаточно высоко, чтобы достичь вашего класса. По мере того как продолжается утренний урок, оно начинает светить. Его лучи касаются вас. Пушистые волоски на вашей руке становятся светлым мехом.

Вы замечаете, что согреваетесь только с одной стороны, и контраст посылает дрожь вниз по позвоночнику. И тогда вас осеняет как откровение: солнце есть солнце. Это не просто "солнце", само собой разумеющееся присутствие (или отсутствие, в серый день), но один из триллионов таких объектов во вселенной. И каким-то образом этот горящий газовый шар, находящийся в миллионах миль отсюда, приятно согревает вашу кожу. Вы наполнены удивлением, которое купает все в своем сиянии, даже те проблемы класса, которые Солнце никогда не сможет достичь. В одно мгновение, последствия которого, возможно, будут длиться вечно, весь ваш взгляд на мир и на самого себя преображается. Устанавливается связь.

"Сосредоточься!" - говорит учитель, обращаясь к вам или к кому-то еще, и вы медленно возвращаетесь к реальности, но не полностью. Некоторые из этих чудес остаются, как запах или мягкий тон на заднем плане. Завеса была пробита, и она еще не запечатана снова.

Чему вы научились в этом примере, какие знания получили?

Вы уже знали, что Солнце - это звезда, слышали и читали это много раз. Вы знали, что Земля - это планета, что ее расстояние от Солнца, вокруг которого она вращается, составляет в среднем около 147 миллионов км. На самом деле все эти знания были необходимы вам, чтобы пережить этот момент удивления. Итак, еще раз, что вы узнали? Удивление, возможно, является приятным эмоциональным дополнением к образованию, но с чисто педагогической точки зрения оно вряд ли кажется необходимым.

Это неправильно. На самом деле чудо олицетворяет собой то, что такое образование - открытие мира. Любой хороший учитель, заинтересованный в открытии мира для своих студентов, должен считать чудо необходимым для выполнения этой задачи и будет делать все возможное, чтобы воспитывать у студентов чувство удивления.

Плыть против течения

Стоит отметить, что при этом учителю придется плыть против течения. Его ждет борьба с режимами стандартизированного тестирования и отчетности по результатам работы, международными сравнениями и конкурентоспособностью. Это узкие и инструменталистские взгляды на обучение. В то время как правительства с тревогой следят за экономическим и технологическим развитием других стран, они могут думать только об одном: что должна сделать система образования, чтобы произвести как можно больше продуктивных и инновационных работников и предпринимателей, которые найдут себе применение в бизнесе или науке.

Чтобы оценить, как обстоят дела в стране (мы впереди или отстаем), результаты тестов сравниваются на международном уровне. В итоге, те аспекты учебной программы, которые наименее поддаются рутинному тестированию, по умолчанию занимают наименее привилегированные позиции в учебной программе. Таким образом, создается образовательный климат, негостеприимный к тому, чтобы вызывать у студентов чувство удивления.

Битва против времени

Вторая битва идет против времени. Хотя, конечно, не является неизбежным, что дети теряют свое чувство удивления, когда становятся старше, и хотя взрослые в принципе также способны испытывать удивление, как и дети, следует ожидать, что, поскольку мир становится все более и более знакомым людям с возрастом, они будут испытывать удивление менее охотно. Все больше и больше требуется усилий, чтобы увидеть, насколько необычен мир и все в нем. Знакомство, даже если оно не подразумевает никакого реального понимания, может притупить чувство тайны. Педагоги, которые хотят культивировать чувство удивления, сталкиваются с проблемой дискредитации знакомого.

Для педагогов чудо - это их союзник, а не враг

Чтобы понять, почему мы хотим, чтобы педагоги плыли против течения, необходимо взглянуть на то, что такое образование, или на то, каким мы хотим его видеть. Можно воспринимать "образование" не просто как конкретную деятельность, которая происходит в определенном месте (например, в школе), но как нечто, что может и действительно происходит там, если опыт учащихся действительно образователен.

Если кто-то говорит, что цель образования состоит в том, чтобы превратить детей в граждан, которые смогут вносить продуктивный вклад в экономику или общество в целом, или даже в том, чтобы дать людям возможность процветать, это очень мало говорит об образовании как таковом, о том, что делает деятельность и опыт образовательными.

Открыть мир для учеников

Вместо этого давайте обратимся к пониманию педагогами того, что они делают, когда обучают. То, что пытаются сделать учителя, - это открыть мир для своих учеников. Они делают это через призму многих дисциплин: истории, биологии, математики и так далее. Они открывают аспекты мира через эти линзы, и в то же время открывают миры этих дисциплин.

Надежда и цель педагога состоит в том, чтобы учебные материалы стали прозрачными для мира, чтобы он ожил через них, чтобы учащиеся вступали в контакт с ним за пределами слов, цифр и картинок в учебнике. Важно, чтобы в результате они лучше понимали мир, в котором они живут. Затем они смогут задавать более острые и интересные вопросы о нем, в то же время молчаливо оценивая красоту и тайну мира.

Удивление – это состояние ума

Поэтому для педагогов (а не для политиков) может быть очевидно, что чудо - их союзник, а не враг. Разве удивление - это не состояние ума, из которого вытекают вопросы? Разве это не мощный источник внутренней мотивации (это модное слово в образовании и образовательных исследованиях)? К сожалению, удивление так часто отождествляется либо с любопытством, либо с благоговением. Ценность любопытства заключается в мотивации исследования, тогда как благоговение способно усилить интерес до такой степени, что восхищение фактически останавливает исследование.

Если вы спросите себя, каково это, испытывать удивление, любопытство или благоговение, вы согласитесь, что ответы различны. Удивление - это способ осознания мира как в восприятии, так и в чувствовании, который отличается от нашего обычного понимания вещей уникальным образом. Мы воспринимаем объект нашего удивления как нечто странное или загадочное, даже таинственное, недоступное нашему пониманию, но достойное внимания ради него самого. Оно может сопровождаться стремлением исследовать и искать объяснения, но даже тогда это прежде всего восприимчивое состояние, в котором объект занимает центральное место.

Чудо ориентировано на другое, открыто тому, что раскрывается нам. Оно часто оставляет нас без слов, но не провозглашает определенного суждения благоговения о том, что объект велик. Мы сталкиваемся прежде всего с тайной, а не с силой или величием.

Выводы

Эти характеристики переживания удивления помогают нам понять, почему удивление так важно для образования. Оно заставляет нас отчетливо осознавать то, чего мы не знаем, не понимаем и, возможно, никогда не сможем понять. Оно поддерживает или возрождает наш интерес к знакомому миру. И дискредитируя этот мир, проникая сквозь завесу наших предубеждений и само собой разумеющихся его построений, чудо создает пространство для рассмотрения альтернативных возможностей: различных способов мышления о "мире" и разных способов организации этого хрупкого дома, который мы создали для себя в этом необычном уголке вселенной, согретом нашей собственной звездой.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание