Надежда Ламанова: легенда российской моды царской эпохи

0
0

Надежда Ламанова стала настоящей звездой своей эпохи в области моды. Она тонко улавливала новые тенденции в одежде и стала профессиональным кутюрье. Женщина умела воплотить в костюме изменявшиеся потребности дам. Среди ее клиентов были даже представители царской семьи.

Дворянка превратилась в портниху

Надежда Ламанова родилась в небольшой деревеньке под Нижним Новгородом в имении ее отца. После окончания гимназии девушка переехала жить в Москву. Там она поступила в школу кройки и шитья под руководством Ольги Суворовой. В заведении она проучилась два года, а после начала работать в модном ателье, в котором одевались все городские модницы, в том числе и известнейшая актриса Мария Ермолаева.

Ламанова проработала год в ателье и решила начать собственное дело. Как вскоре оказалось, у девушки проявился прекрасный вкус. Ее модели безупречно сидели на фигуре. Надежда предпочитала драпировать ткани прямо на женщинах в процессе примерки.

Это было сложно терпеть клиенткам, но результат стоил того. Постепенно у Ламановой становилось все больше клиенток, которые хотели заказывать у нее одежду. Вначале в ее ателье было всего одиннадцать мастериц, через год их количество возросло до тридцати восьми. У Надежды одевались дамы-буржуа и даже представительницы купеческого сословия. Но достаточно быстро неуемная фантазия Ламановой привлекла внимание аристократок.

Самое лучшее ателье

Дело Надежды столь быстро разрослось, что вскоре у нее уже работало 300 мастериц. Размах модельера был достаточно велик. Ежегодно Ламанова посещала Париж, где у нее имелась квартира, чтобы закупать модные аксессуары для своего ателье. Ее мастерские давали приличный доход, который достигал 300 тыс. рублей в год. А значит, в день Надежда получала 1000 рублей. В то же время зарплата горожанина в месяц составляла 35 рублей. Это позволяет говорить о том, что бизнес Ламановой был невероятно прибыльным.

Ее ателье постоянно росло в размерах и переезжало в новые места. В 1908 году специально для мастерских Ламановой было построено целое здание на Тверском бульваре. Сейчас в этом доме находится Информационное агентство ТАСС. Известность модельера росла с каждым годом. В 1898 году Надежда получила должность поставщика двора Елизаветы Федоровны (сестры императрицы Александры Федоровны). А в 1904 году Ламанова стала поставщиком самой императрицы. И сейчас в музеях страны, в том числе и Государственном Эрмитаже, хранятся элегантные и роскошные наряды Александры Федоровны, сделанные Надеждой.

Преимущество нарядов Ламановой состояло в том, что они были невероятно удобны. Модельер одной из первых на территории России поддержала начинания французского модельера Поля Пуаре отказаться в женских платьях от корсетов.

Кутюрье в Советской России

Ламановой удалось сохранить дело всей своей жизни даже после революции. В новое время она стала еще более известной. Будучи мастером создания одежды, кутюрье посвятила себя изготовлению костюмов для широких слоев населения.

Ламанова создала мастерскую современного костюма. Она также работала инструктором в художественной промышленности, писала статьи, создавала учебные программы и и шила. Женщина нашла себя в условиях нового мира. Стоит сказать, что новый строй не был благосклонен к ней с ее дворянским происхождением. Арестовали не только ее, но и мужа. Освободили их только благодаря хлопотам друзей, в рядах которых был и Максим Горький. Но это были далеко не единственные проблемы. И все-таки женщина продолжала творить.

Ламанова и Мухина

Вера Мухина была молодым скульптором. Еще до революции она создавала эскизы для театральных костюмов и постановок. В 1920-х годах прошлого века она познакомилась с Ламановой. Постепенно их дружба превратилась в творческий тандем. В 1925 году они создали альбом под названием «Творчество в быту». В нем женщины представили модели, которые были не только удобны и практичны, но и красивы. Их платья были созданы для обыкновенных женщин, а не царственных особ. Крой костюмов был прост, чтобы каждая читательница могла сшить себе красивый наряд.

В 1925 году Ламанова с Мухиной приняли участие в Париже во всемирной выставке. Сложность состояла в том, что в их распоряжении были простейшие и грубые материалы. Из них необходимо было создать коллекцию, достойную уровня западных кутюрье. Модели Ламановой заслужили Гран-при на конкурсе. Столь большого успеха более не знал ни один модельер после нее.

Печальный итог

Ламанова шила не только одежду, но и создавала театральные костюмы. Сотрудничество Московского художественного театра с кутюрье длилось до самой ее смерти. Женщина создавала красивые наряды для постановок в течение сорока лет.

В 1941 году в период начала эвакуации Ламанова умерла. Как писала ее сестра, они пришли к театру, откуда уходили машины, но для модельера места не нашлось. Тогда женщины еще не знали, что это первая эвакуационная группа. Сестра предложила Ламановой поехать на дачу и там переждать. На следующее утро они вновь отправились к театру, но не успели туда добраться. Женщине стало плохо, она упала. Больше она так и не поднялась. Так и закончилась жизнь великого кутюрье России. Но ее имя не забыто. В честь Ламановой назван конкурс молодых модельеров.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание