Смесь правды и вымысла. Героизм Людмилы Павличенко, который, по мнению современных исследователей, сильно преувеличен

0
0

После окончания Великой Отечественной войны прошло не одно десятилетие. Все меньше остается живых свидетелей тех страшных времен, все меньше тех, кто мог бы пролить свет на загадки кровавой войны – ведь их до сих пор существует немало. Одна из таких загадок – Людмила Павличенко, «Леди Смерть», самая успешная женщина-снайпер в истории Советского Союза…

Правда или вымысел

Официальные данные об убитых снайпером Людмилой Михайловной Павличенко фашистах свидетельствуют о более чем трех сотнях немцев. Павличенко не знала пощады, била без промаха и наводила ужас на гитлеровцев, объявивших награду за ее голову – приблизительно такова общепринятая информация. Тем не менее ряд ученых-историков, исследующих феномен Людмилы Павличенко, подвергают сомнению тот факт, что она в действительности могла уничтожить такое количество немцев. Попробуем изложить все последовательно.

Людмила Павличенко

Люда Белова (это девичья фамилия женщины-снайпера) появилась на свет в 1916 году на Украине, в городе Белая Церковь. О ее довоенной жизни известно немного: до четырнадцати лет училась в школе, окончила девять классов. Затем выскочила замуж за Алексея Павличенко, от которого в шестнадцать лет родила сына Ростислава. Брак продержался недолго, и Люда с маленьким сыном вернулась к родителям. Работала шлифовальщицей, параллельно доучиваясь в десятом классе – за сынишкой присматривали родные.

Затем поступила в институт, на исторический факультет. Интересовалась стрельбой и прошла краткосрочные снайперские курсы. А потом грянула война, и Люда сразу попросилась на фронт. Женщин поначалу брали еще неохотно, и если брали, то медсестрами, санитарками. Но Павличенко настаивала – ей хотелось быть снайпером. В конце концов просьба девушки была удовлетворена (по некоторым данным, ей якобы устроили проверку – действительно ли она так хорошо стреляет? – и когда она блестяще справилась с заданием, вопросов к ней больше не возникло).

Согласно официальной информации, солдатский путь Людмилы начался в августе 1941 года, и уже буквально в первый день она уничтожила первых врагов – а к июню 1942 года на счету девушки было более трехсот убитых немцев (если быть точнее, то 309). Примерно в это время Павличенко была серьезно ранена и на фронт больше не вернулась. Зато на долгий срок в составе делегации отправилась за океан, где проводила агитации союзников. В октябре 1943 года она получила звание Героя Советского Союза.

Вполне ясная, светлая и очень достойная биография – однако у ряда исследователей возникают вопросы к тому количеству фашистов, которое, согласно официальной информации, ликвидировала первая советская женщина-снайпер – да и ко многим другим деталям ее биографии. И вот почему…

Ранения и контузии

На фронте Людмила Павличенко находилась с начала августа 1941 года по конец июня 1942 года – то есть без малого одиннадцать месяцев, за которые она и убила 309 врагов. А еще за это время Павличенко была трижды ранена и четырежды – контужена. Первая контузия случилась в августе сорок первого, во время авиационного налета. Тогда девушка пострадала не сильно, но буквально через пару дней случилась вторая контузия – после взрыва снаряда. Она оказалась серьезнее и уложила Павличенко на больничную койку примерно на три недели. Затем, в середине октября того же года, Людмилу по касательной ранило осколком в голову, и она снова на месяц была лишена боевых действий.

В середине декабря Людмила получила очередное ранение и контузию одновременно – ей в правое плечо возле лопатки попал осколок снаряда, с поля боя ее уносил другой снайпер. Еще месяц Павличенко провела в госпитале. Тот самый снайпер по фамилии Киценко, что вынес ее с поля боя, стал ее фронтовым мужем – но счастье влюбленных не продлилось долго, в начале марта 1942 года Киценко погиб на глазах у Людмилы, что вызвало у нее серьезное потрясение. У нее стали дрожать руки, и она не могла удержать винтовку в руках. Из-за этого Людмилу отправили в длительный отпуск для поправки здоровья – вплоть до мая месяца.

В последний раз Людмилу ранило в июне, в Севастополе – осколок снаряда оцарапал ей щеку и оторвал мочку уха. Ее отправили в госпиталь, и больше на фронт «Леди Смерть», как к тому времени девушку прозвали немцы и иностранная пресса, не возвращалась.

Ученые, сомневающиеся в достоверности сведений об убитых Павличенко фашистах, говорят следующее: из проведенных на передовой одиннадцати месяцев Людмила примерно половину находилась не в строю с винтовкой в руках, а на больничной кровати. Выходит, что свое рекордное количество жертв она уничтожила всего за полгода (плюс-минус). Исследователи утверждают, что добиться такого феноменального результата за столь короткий промежуток времени просто невозможно. Нужно особо отметить, что ни до, ни после Людмилы подобных цифр не было ни у одного стрелка.

Умение стрелять

Подвергается скептиками-историками сомнению и то, насколько в действительности без промаха Людмила била по цели. Отчасти это сомнение основано на высказывании самой Павличенко, которая в своих воспоминаниях писала и о том, что нередко ошибалась, принимая за немца выставленную им каску на палке (такой трюк проворачивался для того, чтобы сбить с толку снайпера и вычислить его расположение), и о том, что попадала под обстрел фашиста, из-под которого уйти могла лишь с помощью пулеметчиков.

Кроме того, приводят историки и такой факт: когда Павличенко в составе делегации от нашей страны была за границей, ее, как прославленного снайпера, неоднократно просили продемонстрировать свои блестящие способности. Павличенко всегда отказывалась, в то время как другой снайпер, бывший в составе делегации, Владимир Пчелинцев, охотно соглашался на просьбы. Исследователи полагают, что Людмила попросту боялась промахнуться и тем самым не подтвердить легенду о своей меткости.

Опять-таки, сомнения вызывает и тот факт, что Людмиле было негде научиться настолько феноменально стрелять. Какой у нее имелся опыт? По ее же собственным словам (она упоминала об этом в воспоминаниях), навыки стрельбы она получила в кружке ОСОАВИАХИМ, что, по мнению исследователей, является недостаточным для такого владения оружием, в каковом нас пытаются уверить.

Отсутствие наград

Наконец, еще одним немаловажным фактом, оправдывающим сомнения историков, является факт очень долгого отсутствия у прославленного снайпера Людмилы Павличенко каких-либо наград – не только звания Героя, но и медали «За боевые заслуги». Если верить официальным сведениям, за первые два с половиной месяца нахождения на фронте Павличенко уничтожила более 180 гитлеровцев – и уже одна эта цифра должна была послужить весомым поводом для присвоения Людмиле звания.

Однако этого не произошло ни тогда, ни позже – в то время, когда иные снайперы, на счету которых, по официальным, опять-таки, данным, было гораздо меньше убитых врагов, становились Героями или хотя бы получали медали. Героем Советского Союза Людмила стала лишь осенью 1943 года – через полтора года после того, как для нее закончилась военная жизнь.

«Возвышение» Людмилы Павличенко

Если допустить, что количество убитых Павличенко немцев не соответствует действительности, тогда для чего нужно было подобное возвеличивание девушки и почему была выбрана именно она?

У историков есть ответ и на этот вопрос. Все дело в том, что в то время (летом 1942 года) советские войска терпели поражения. Битва за Севастополь, в которой участвовала и Людмила, была проиграна – и это стало невероятным потрясением для нашего народа. Для того чтобы как-то сгладить произошедшее, в прессе стали массово писать о героизме защитников Севастополя и огромных жертвах среди немцев.

Но этого было мало, стране нужны были не абстрактные герои, а вполне конкретные люди. И желательно женщины: наша армия понесла серьезные потери, ей было необходимо пополнение – и пополнение из числа женщин, поскольку мужчин уже недоставало. Чтобы женщины добровольно захотели отправиться на фронт, чтобы привлечь их, требовался живой пример, которому они могли следовать, подражать. Прежде таким примером была Зоя Космодемьянская, но теперь ее имя уже «устарело», были нужны новые героини – и выбор пал на Людмилу Павличенко.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание