Картина "Богатыри" Васнецова и её создание

С детства все знают имена этих трех славных витязей, защитников земли Русской. Их воплощение в живописи - «Богатыри». Картина Васнецова - неотделима от нашей культуры и истории. На протяжении веков, какие бы враги ни посягали на святую Русь, всегда им преграждали путь Ильи Муромцы, Алёши Поповичи и Добрыни Никитичи. На них и держится русская земля.

Начало пути художника

Автором полотна, на котором представлены фигуры народных героев, является замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Всё свое творчество он посвятил народному эпосу. На его полотнах ожили герои былин, сказок и преданий. Наверное, трудно найти среди русских живописцев художника, столь преданного истокам нашей культуры.

Родился он 15 мая 1848 года в семье священника села Лопьял Вятской губернии. По традиции тех лет, дети священников шли учиться в духовные училища и семинарии. Десятилетнему Вите тоже был уготован этот путь, но, проучившись несколько лет и получив благословение отца, он уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств.

Картина В. М. Васнецова «Богатыри» ― эпическая песнь России

Именно здесь, в стенах Академии, в полной мере проявились и получили развитие его стремления к исконно русским сюжетам. В период учёбы он сотрудничает с различными книжными издательствами. За эти годы он создаёт более двухсот иллюстраций к народным сказкам и былинам. Во время поездки в Париж, в 1871 году, появляется первый эскиз, из которого родится картина «3 богатыря» Васнецова.
Над своим будущим шедевром мастеру ещё предстояло трудиться почти три десятилетия. В письмах он рассказывает, что все эти годы, даже когда он работал над другими полотнами, образы трех витязей неотступно стояли перед глазами.

картина богатыри васнецова

Картина «Богатыри» Васнецова - самая монументальная его работа. Кстати, и огромный размер полотна (три метра на пять) соответствует размаху замысла. Оно занимало всю стену в мастерской художника. Когда картина в 1896 году была представлена публике, пресса называла её "мощной эпической песней России, гимном её героическому прошлому". Картина «3 богатыря» Васнецова представляет своих героев в их былинных образах, но кроме этого, каждая деталь картины строго соответствует исторической достоверности. Одежда богатырей, их оружие, доспехи, а также лошадиная упряжь написаны по музейным образцам.

Образ Ильи Муромца

В центре композиции - Илья Муромец. Весь его облик - воплощение мощи, доброты и спокойной мудрости. На руке, поднятой к глазам, висит палица, которую не каждый и поднять сможет. Но Илья не замечает её веса. Всё внимание его направлено вперёд, туда где за краем степи поднимается пыль под копытами татарской конницы. Он готов дать отпор, но в его облике нет и тени агрессивности. «Богатыри», картина Васнецова - это не апофеоз грубой силы. Напротив, взгляд Ильи Муромца исполнен доброты и спокойствия.

богатыри картина васнецова

По преданию, до тридцати трех лет он пролежал на печи парализованный, и только благодаря чуду обрёл здоровье и силу. Человек, оправившийся после такой беды, благодарит Бога и не творит зла. Соответствует богатырю и его конь. Огромный, чёрный, с развевающейся на ветру гривой, он дополняет величие воина. Когда создавалась картина «Богатыри» Васнецова, отечественная живопись не знала подобных примеров. Существовал ли реальный прототип Ильи Муромца? Мнения исследователей расходятся. Известно, что в пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи святого, носящего имя Ильи Муромца, но едва ли его можно отождествлять с былинным героем.

Образ Добрыни Никитича

картина в м васнецова богатыри

Картина «Богатыри» Васнецова по иному подаёт образ Добрыни Никитича. Если Илья Муромец простодушен, открыт и бесхитростен, то Добрыня образован, умен и хитер. Такими качествами его наградило народное творчество.

Он из тех, кто способен одолеть врага не только на поле брани, но и оплести его сетью хитроумных уловок. Он одновременно и воин, и тонкий дипломат. Многие исследователи обращали внимание на некоторое портретное сходство образа Добрыни Никитича и самого автора картины. Вполне вероятно, что Васнецов намеренно придал герою полотна собственные черты.

Образ Алёши Поповича

И наконец, третий витязь, Алеша Попович. Народный эпос представляет его молодым весельчаком. Он из тех, кого принято называть "рубаха-парень". Этот везде первый - и в хороводе с девицами, и в кулачном бою. Взгляд его лукав и насмешлив.

картина 3 богатыря васнецова

В руках у него лук с копьём - боевое оружие, а возле седла гусли - символ забавы и веселья. У него и социальный статус особенный: попович, иначе говоря - сын попа, ещё не господин, но уже и не мужик. Известно, что натурщиком для написания его образа послужил Васнецову младший сын знаменитого Саввы Мамонтова, создателя частной оперной труппы.

Пейзаж в картине Васнецова

Картина «Богатыри» Васнецова немыслима без пейзажа, на фоне которого представлены фигуры богатырей. Он полностью соответствует их душевному состоянию. Во всем чувствуется простор, мощь, широта и внутреннее напряжение. Картина наполнена степным ветром. Он и в полёте облаков, и в развевающихся гривах коней, и в ковыле. В целом перед зрителями собирательный образ русской природы, так знакомой каждому. Картина В. М. Васнецова «Богатыри» признана самой значительной работой мастера. В ней со всей полнотой раскрылся его талант передачи эпических сюжетов.