Тактика - это... Чем отличается тактика от стратегии

0
0

Понятие тактики известно еще из древних научных трудов по военному делу. В древнем китайском трактате «Тридцать шесть стратагем» определялись базовые принципы ведения военных действий. Стратегия и тактика, изложенные в трактате, успешно применялись в различных военных операциях, начиная с древнейших времен. Часть из них, по сути своих принципов, дожила и до наших дней. Оборотная сторона стратегии – тактика. Это умение достигать назначенных целей, используя приоритеты текущей реальности.

основы тактики

Сходство и различие

Любое достижение цели в краткосрочной и долгосрочной перспективе представляет собой совокупность определённых действий. Стратегия и тактика – это тот самый комплекс мер, который помогает добиться успеха. В более узком смысле эти термины можно объяснить как идею, способную помочь в достижении цели или военной победы.

Сходство этих двух понятий заключается в том, что оба направлены на реализацию задуманной идеи. Различие определяется масштабами действия. В расчет принимаются и цена решений, и их последствия. Говорят, что скверная тактика действий приводит к потерянному дню. Скверная стратегия же ведет к потерянному году.

Модель планирования действий

Любое направление успешного бизнеса продиктовано, прежде всего, стратегическими задачами развития. Модель развития успешного предприятия содержит как минимум два уровня направления приложения усилий – глобальные стратегические задачи и тактические приемы, обеспечивающее их выполнение. Структуру решения поставленных задач можно представить себе в виде двухэтажного дома. Абстрактный верхний этаж назначает стратегические цели. Нижний этаж - тактика. Это разделение очень наглядно представляет взаимодействие стратегии и тактики, подсказывает выбор приоритетных задач для первоочередного решения.

тактика это

Многоуровневые конструкции

В случае многоуровневых конструкций, например, при вопросе взаимодействия различных одноуровневых подразделений, комплекс задач можно представить в виде многоэтажного дома. То, что считается стратегией для одного уровня, является тактикой для другого. Так же, как и пятый, к примеру, уровень, является стратегией для четвертого и тактикой – для шестого. Все зависит от точки зрения на поставленную задачу.

Бизнес и война

Не нужно забывать, что метод решения поставленных задач разделением приоритетов пришел к нам из военного дела. Трактаты об искусстве убивать и покорять писались задолго до бизнес-планов. Стратегические вопросы ставились перед армиями и главнокомандующими, а тактика боя менялась в зависимости от тех или иных объективных факторов.

Наглядным примером служат действия регулярной армии с целью освобождения собственной страны и действия партизанских отрядов. Глобальная задача – освобождение оккупированной территории. Это - стратегия освободительной войны.

Армейские подразделения могут оперировать большими объемами техники и живой силы. Тактика боя для армейских подразделений состоит в полновесном противостоянии войску противника. Регулярные военные части способны сдерживать натиск, вести контрнаступление, причем потери в масштабах военных действий допустимы.

тактика боя

Совсем другие задачи стоят перед партизанскими отрядами. Они преследуют ту же стратегическую задачу, но ими используется совершенно отличная от армейской тактика. Это, прежде всего, мелкие, но болезненные операции, вылазки и диверсии, призванные нанести противнику урон на оккупированной территории, деморализовать его, заставить утратить боевой дух. Личный состав партизанского отряда и его технические ресурсы весьма ограничены, поэтому лобовые столкновения с армией противника никакой пользы не принесут. Лишь особо крупные партизанские отряды могут оттянуть на себя армейские подразделения врага и ослабить его позиции на фронтах.

Как видно на этом примере, основы тактики в том или другом случае включают в себя оценку реальных возможностей. Бессмысленно использовать армию для точечных диверсий, а партизанский отряд – для масштабных наступательных действий. Используя имеющиеся ресурсы по назначению и применяя определенную тактику, можно добиться гораздо более весомых успехов.

Тактика и бизнес

Согласно данным статистики, лишь 4 % работающих организаций и предприятий становятся национальными лидерами в той или иной отрасли. В каждом из этих случаев перед руководством компании лежала четкая стратегическая задача, и для ее решения применялась правильная тактика. Это грамотное разделение стратегических и тактических приоритетов и обеспечило небольшому предприятию успех, известность и выход на международный рынок.

стратегия и тактика

Остальные 96 % решают тактические задачи, не имея четкой стратегии или ставя перед собой ошибочные цели. Например, цель – заработать много денег – непрактична и нереальна. Ведь деньги – лишь следствие достигнутой стратегической цели. Их можно выиграть в лотерею или унаследовать – никакого отношению к стратегическом плану предприятия они не имеют. А вот стать лидером продаж в городе, сделать узнаваемым и известным новый товар или услугу – это правильные цели. Для их достижения потребуется анализ всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Пример правильной бизнес-тактики

Например, предприятие поставило своей задачей развить розничную сеть магазинов шаговой доступности. Это стратегический план. Тактическое решение поставленной задачи – это анализ имеющихся ресурсов. Например, один из партнеров предприятия владеет свиноводческой фермой, филиал фирмы является оптовым поставщиком пива. В наличии имеется также кондитерский цех. Анализ запросов рынка говорит о том, что востребованными товарами будут также хлеб и молоко. Для начала небольшие магазины у дома могут торговать только этими продуктами, постепенно расширяя свой ассортимент и привлекая все больше покупателей. На этом этапе сеть магазинов использует тактику партизанского движения, лишь обозначая свое присутствие на рынке.

тактика действий

Повышение продаж невозможно без привлечения новых покупателей. Для этого необходим больший ассортимент и приемлемые цены. Базовая сеть уже может диктовать свои условия различным дистрибьюторам и определенными маркетинговыми приемами добиваться снижения цен - например, крупнооптовыми закупками. Это тактика крупного партизанского отряда. Следующим шагом руководства розничной сети стоит вытеснение конкурентов. Это задача аналогична действиям регулярных армейских частей.

Таким образом, различные этапы ведения бизнеса вполне сопоставимы с этапами военных действий. Такая аналогия может способствовать более четкому пониманию поставленных задач и в обычной жизни. А значит, на решение сложных вопросов понадобится меньше времени и средств.