Клапан холостого хода: инжектор и карбюратор

В статье будет подробно рассказано про клапан холостого хода, который можно встретить не только на карбюраторных, но и на инжекторных автомобилях. Правда, он в последних имеет несколько иное название – регулятор холостого хода. Только функции практически одинаковые у них. Это маленькие электрические механизмы, которые позволяют поддерживать необходимое для работы количество оборотов коленчатого вала двигателя.

Клапан карбюраторного двигателя

клапан холостого хода

Установлен он непосредственно на «входе», что позволяет изменять количество бензина, поступающего в карбюратор. Конструкция клапана состоит из небольшого электромагнита, который соединен с пластиковой иглой. Последняя установлена в бронзовом жиклере, позволяет открывать и закрывать подачу топлива. Работает клапан холостого хода ВАЗ с карбюраторными моторами достаточно просто.

При включении зажигания на проводе управления появляется постоянное напряжение 12 Вольт. Этот провод соединен с электроклапаном, который, само собой, открывается, и бензин беспрепятственно проникает в карбюратор. При выключении зажигания и холостых оборотах мотора подача топлива закрывается (искры нет на свечах), следовательно, камеры сгорания не будет заливать бензином при остановленном двигателе.

Неисправности устройства

клапан холостого хода ваз

Поломки встречаются довольно часто у этого механизма, но можно выделить всего три:

  1. Появление посторонних частиц в жиклере. Отсюда засорение канала и прекращение подачи бензина в карбюратор на холостых оборотах. Конечно же, если вытянуть подсос или выжать педаль акселератора, двигатель начнет работать нормально.
  2. Сгорает иногда обмотка. В этом случае поможет только полная замена устройства, благо, его стоимость низкая – около ста рублей.
  3. Последняя поломка не относится к устройству. Там, где клапан холостого хода, высокая температура почти постоянно. Поэтому возможно разрушение провода управления, следовательно, напряжения на нем не будет и холостой ход окажется неустойчивым.

В большинстве случаев поможет лишь замена устройства, ремонтировать его бесполезно, так как разобрать, например, полностью невозможно.

Замена и регулировка

датчик клапана холостого хода

Да, такое простое устройство тоже нуждается в регулировке, и обходить ее стороной не стоит. На кончике электроклапана стоит жиклер, у него есть три маркировки:

  • 39;
  • 40;
  • 41.

В зависимости от ситуации, возможно, вам потребуется попробовать все три варианта, чтобы нормализовать работу двигателя внутреннего сгорания. Чтобы заменить электроклапан, вам необходимо:

  1. Отсоединить от него провод управления.
  2. Ключом на «10» или «13» (в зависимости от конструкции) выкрутить устройство. Вполне возможно, что сделать это получится и руками, не прибегая к использованию какого-либо инструмента.
  3. Установить на новый клапан жиклер с нужной маркировкой.
  4. Вкрутить клапан в карбюратор.
  5. Подключить провод питания.

Обратите внимание, что при включении зажигания должен слышаться характерный щелчок. Если его нет, то, скорее всего, имеется поломка электроклапана.

Регулятор холостого хода инжектора

где клапан холостого хода

В этом случае конструкция механизма будет несколько иной. Если в карбюраторных двигателях используется обычный электромагнит, у которого есть два положения, то в инжекторных применяется шаговый двигатель. Его ротор перемещается с определенным шагом, что позволяет проводить более плавную регулировку оборотов двигателя.

Регулировка оборотов осуществляется путем изменения количества воздуха, которое поступает в рампу через байпасный канал. Вот тут и самое интересное можно наблюдать – этот канал используется только в том случае, когда двигатель работает на минимальных оборотах (холостых). При движении регулятор холостого хода вообще не нужен.

Проверка регулятора

Чтобы провести диагностику механизма, нужно знать принцип его работы. В общих чертах это выглядит так:

  1. При включении зажигания происходит опрос всех датчиков, калибровка исполнительных механизмов.
  2. Шток клапана медленно вдвигается внутрь.
  3. Происходит считывание количества шагов.
  4. Данные поступают на электронный блок управления.
  5. Шток после калибровки управляется ЭБУ, вдвигается и выдвигается, в зависимости от потребления топлива.

Именно так проверяют, насколько хорошо работает в автомобиле «Форд» клапан холостого хода. Впрочем, это касается и других автомобилей. Если имеются нарушения в работе, снимаете клапан и смотрите, происходит ли при включении зажигания движение штока. Если нет, то, скорее всего, имеется неисправность в электродвигателе или проводке. Чтобы удостовериться окончательно, нужно тестером измерить сопротивление обмоток и напряжение на проводах питания.

Замена устройства

форд клапан холостого хода

В этой процедуре нет ничего сложного, буквально в два движения все делается и одним ключом (или отверткой). Зависит от того, какого типа болты используются для крепления. Чтобы произвести замену, необходимо выполнить такие действия:

  1. Отключить минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Разъединить провода подключения устройства.
  3. Выкрутить два болта крепления.
  4. Вытянуть корпус механизма.
  5. Поставить новый в обратном порядке.

Стоит отметить, что неисправности регулятора холостого хода точно такие же, как и у элекроклапана карбюраторного двигателя. Он может и засориться, и просто сгореть. А может разрушиться проводка, которой подключен какой-нибудь датчик. Клапана холостого хода не хватит для нормального функционирования двигателя, еще нужно использовать множество считывающих устройств.