Картины Мане: новаторские искания живописца, проложившего новый путь в искусстве

0
0

Картины Мане оказались в эпицентре французской живописи XIX столетия. Он не старался сознательно шокировать публику, но каждая его новая работа привлекала внимание и, как правило, вызывала бурю негодования. Хотя по сегодняшним меркам картины Мане поэтичны и полны целомудрия.

картины мане

Сейчас вы можете видеть автопортрет художника с палитрой, написанный в конце жизни по мотивам его любимого Веласкеса. Эта работа живописца находится в частной коллекции.

Путь обновления живописи

Практически все исследователи творчества Мане сходятся в том, что в 1862 году живописец инстинктивно встал на путь обновления художественного языка. Примером является большое многофигурное полотно Мане «Музыка в Тюильри». При этом на картине не изображено ни одного музыканта. Художник здесь передает течение самой жизни и представляет нам близких ему людей. Себя он изобразил с бородой, сидящим и прислонившимся к стволу дерева в левой части композиции, а брата Эжена – чуть ближе к первому плану, слегка наклонившемуся к даме, сидящей к нам спиной.

мане завтрак на траве
Взаимосвязь фигур со светом и воздухом среды передается тонкими переходами цвета и обобщением формы. Все, взятое вместе, вызвало яростное неприятие у публики, которая посетила Салон. Был скандал, как и со всеми последующими картинами Мане. Зрители размахивали тростями и зонтиками, а критика нашла в работе излишнюю пестроту. А между тем на этом холсте Мане изобразил невозможное: музыку при помощи мерцания света и цвета. Сейчас «Музыка в Тюильри» находится в Лондоне.

Вызов официальному искусству

Следующими шагами Мане были новые картины «Завтрак на траве» (1863 год) и «Олимпия» (1863 год). Оба произведения находятся в музее Орсэ в Париже. В них мастер также стремился уйти от привычных традиций и проложить дорогу иначе, по-новому отражающему жизнь искусству. Разразились очередные скандалы. Первой была показана картина Мане «Завтрак на траве». Французские художники, Кабанель и Жан Леон Жером, активно изображали в угоду публике бездушную обнаженную натуру, и она проходила на ура, а вот «Завтрак на траве» вызвал шквал негодования, хотя здесь нет активной, бьющей в глаза наглой сексуальности.

эдуард мане творчество
Образцом послужил «Сельский концерт» Джорджоне и прогулки по берегам Сены. Больше всего критиков возмущало, что модели-мужчины одеты, а дама, расположившаяся вместе с ними, обнажена. Все персонажи – личные друзья художника: Гюстав Мане, брат жены, скульптор Леенхоф и мадемуазель Викторина Мёран. Её фигура, изящная и живая, выполнена легкими прикосновениями кисти, а кожа отливает оттенками слоновой кости и служит контрастом темным, глухим одеждам мужчин. Пейзаж еще не совершенен. Он существует как бы сам по себе, но зато прекрасен натюрморт на первом плане, играющий серебристыми, голубыми, серыми, охристыми, чистыми и нежными оттенками. С картины Мане «Завтрак на траве» началась его постоянная борьба с ханжеством буржуазного общества.

«Олимпия»

Это произведение также представляет обнаженную женскую натуру. Это простая парижанка – немного грустная, умная, тонкая и безо всякой эротики. За отсутствие намеков на античность, за современный взгляд на женщину на Мане напали критики и публика, которых возмущал даже помещенный на полотне черный кот. Негодование также вызвала служанка-негритянка. В защиту Мане выступали художники, а нападки прессы отражал Эмиль Золя, который создал восторженное эссе, посвященное этому шедевру. После «Олимпии» было написано еще немало известных картин. Одну из них мы сейчас представим.

Мане: «Портрет Эмиля Золя»

Портрет своего друга Мане написал в 1868 году. Золя несколько раз приходил позировать в мастерскую художника. Он сидит вполоборота на мягком полукресле. Свет падает на его лицо и раскрытую книгу. Писатель глубоко задумался над прочитанным и не замечает творческого хаоса, который создает натюрморт на столе.

мане портрет эмиля золя

На фронтальной стене зритель видит японскую гравюру Утакагавы, часть репродукции работы Веласкеса и картину «Олимпия». Этот портрет сразу стал считаться лучшим изображением писателя и принес художнику заслуженную славу. Мане написал его в качестве подарка своему другу, с которым он познакомился еще в 1863 году. Сейчас эта работа находится в музее Орсэ.

«Бар в "Фоли-Бержер"»

Это полотно написано уже глубоко больным художником незадолго до его смерти. Бар воссоздан в мастерской живописца, а моделью послужила Сюзон – работница бара. В картине продумана каждая деталь. Все вместе они составляют единое гармоническое целое. В центре горизонтального полотна стоит молодая красивая девушка, как будто несколько отрешенная от бурлящей вокруг жизни. Двумя руками она опирается на стойку, где в строгом порядке расположены бутылки шампанских и других вин, ваза с апельсинами, бокал с чайной и розовой розой. За ее спиной расположено огромное зеркало, в котором отражается то, что она видит перед собой: огромный зал с нарядными посетителями, громадные люстры. Девушка абсолютно спокойна и держится с достоинством. Она нарядно одета, нежную шею украшает бархотка с медальоном, а глубокий вырез синего бархатного платья – кружева.

мане музыка в тюильри

Мане уподобил ее светлому, чистому божеству, которое достойно противостоит лживости буржуазного мира. Она – низшее существо для представителей викторианской эпохи, для хозяев жизни, но художник поднялся до высоких обобщений и сделал из нее «пощечину» довольной собой Третьей республике. Теперь это произведение находится в Лондоне.

Эдуард Мане: творчество

Художественное творчество Э. Мане успешно соединяло все достижения прошлого и вело его вперед, к раскрытию новых горизонтов в искусстве. Его деятельность продолжили импрессионисты, которые решительно пошли вслед за ним, утверждая поэзию в прозе действительности. Картины Мане были признаны современниками только к концу его жизни. Как всякий живой человек, он хотел признания и наград не только узкого круга ценителей, но и публики, и критиков. Полностью его признали уже после смерти, и тогда его картины, гравюры, рисунки стали расходиться по музеям и частным коллекциям.