Хасиды Умани. Кто такие хасиды, и почему они едут в Умань
Нашествие хасидов в Умани — явление, характерное для позднего сентября и раннего октября. В эти дни в маленький черкасский городок съезжается около более сорока тысяч брацлавских хасидов-паломников. В обозначенный период Умань отчаянно напоминает израильский город: местное население буквально растворяется в потоке евреев-туристов.
Еврейский Новый год, или так называемая «глава года», — главная причина, почему хасиды едут в Умань. Почему именно Умань стала центром еврейского паломничества? Узнайте в статье!
Умань, Украина и хасиды — что их связывает?
Умань отличает не только богатое казацкое прошлое. Для ортодоксальных иудеев это место прежде всего является одной из самых почитаемых святынь, поскольку именно здесь расположена могила цадика Рабби Нахмана (Брацлавского). Каждый порядочный еврей обязан посетить это место. Паломники-хасиды в Умани не просто справляют Рош-Ха-Шан, но и ищут счастья. Популярная среди иудеев легенда гласит: если встретить Новый год у могилы цадика, то последующий год принесет много счастья.
Хасидизм как ветвь иудаизма
В XVII веке широкое распространение получило ортодоксальное ответвление иудаизма — хасидизм. Переводимое с иврита как «праведность», слово используется для обозначения религиозного течения, суть которого заключается в том, что религиозный экстаз важнее стихов Талмуда. Другими словами, учение, разработанное раввином Бештой, подразумевало следующее: неграмотный еврей может оказаться ближе к Богу, нежели самый искусный ученый. Такой подход понравился евреям, придерживавшимся классического иудаизма. Из маленького городка Меджибож, что расположен на территории современной Хмельницкой области, хасидизм распространился на Польшу и охватил значительную часть Украины. Итак, кто это — хасиды? Это иудеи, отвергающие ритуалы и процедуры посещения синагоги.
История великого еврейского пророка
Поскольку в XVII веке наблюдалась раздробленность хасидского учения, существовало множество групп, каждая из которых по-своему видела собственную веру. Раввины, или так называемые цадики, являлись своего рода посредниками между божеством и смертным человеком. Звание легендарного посредника-хасида носит Нахман из Брацлава. Он, являясь правнуком Бешта, скорректировал веру хасидов и основал брацлавский хасидизм.
Причины, почему хасиды празднуют Новый год в Умани, скрываются глубоко в биографии цадика Нахмана. Пророк родился в городе своего прадеда, Меджибоже, в 1772 году. К 14 годам, по еврейским обычаям, он уже обзавелся женой. После кончины тестя Нахман перебрался в Медведовку, где принял сан цадика. Здесь же он начал активное реформирование веры посредством проповедей. Молодой цадик быстро заполучил благосклонность местного иудейского населения. К 20 годам он уже носил звание учителя.
Религиозная деятельность цадика
Уважаемый статус ребе не испортил цадика: Нахман вел максимально скромный образ жизни. Вместо материальных благ он предпочитал религиозное и духовное просвещение: поездка в Израиль вдохновила его на изучение Каббалы и активную проповедническую деятельность.
Путешествуя по Умани, хасид посетил еврейское кладбище. Он пожелал быть похороненным именно здесь, среди жертв еврейских погромов в период Колиивщины.
Брацлавский дом цадика, сгоревший дотла в 1810 году, вынудил Нахмана переехать в Умань, где он провел последние дни своей жизни. Пораженный тяжелой и неизлечимой в те времена болезнью, туберкулезом, цадик умер. Хасиды Умани глубоко скорбели о смерти проповедника.
Что проповедовал цадик?
В общих чертах учение Нахмана можно описать так: он призывал молиться в радости. По его мнению, молитва не должна удручать, поэтому ее уместно сочетать с танцами, песнями и весельем. Саму молитву малограмотным евреям рекомендовал читать «от сердца»: не на иврите, а на родном идише, с допустимым изменением глав Торы.
Современные хасиды — кто это?
Празднование еврейского Нового года, Рош-Ха-Шана, длится два дня. Этот день приходится на новолуние тишрея (осеннего месяца по еврейскому календарю). Слово «тишрей» имеет корень «шеру» — в переводе с иврита это значит «начинать»: семиты относят начало года к моменту сбора позднего урожая.
Традиционно в первый вечер Нового года хасиды поздравляют друг друга, вписывая в Книгу жизни приветствия и пожелания. Праздничную трапезу отличает обряд, проводимый с целью обеспечить благополучие в следующем году: хлеб, над которым произносят бенедикцию, обмакивают в мед. К слову, с последним в Рош-Ха-Шан евреи нередко едят яблоки.
Паломники-хасиды Умани обязательно проводят праздничный день в молитве. По правилам, зачитываемые молитвы должны основываться на тридцати библейских текстах.
Десять из них должны быть посвящены Богу как царю, второй десяток текстов должен быть о Боге как таковом, и третий десяток должен обязательно содержать упоминания шофара (бараньего рога). Последний является важнейшим новогодним атрибутом — его звук раздается во время утренней молитвы.
Постновогодний период в иудаизме
Рош-Ха-Шан знаменует начало десяти дней трепета (йомим ха-нора). Этот период верующие должны посвятить обдумыванию собственных поступков, исправлению допущенных ошибок и раскаянию. Заканчивается период Йом-Кипуром — днем под знаком всепрощения и искупления. К слову, после этой даты утверждается Божественное решение, которое, как верят хасиды, предопределяет человеческую судьбу в ближайший год.
Поездка хасида в Умань — священный долг
Паломники-хасиды Умани собираются общинами. Традиция посещать священное место укоренилась среди брацлавских иудеев. Некоторые хасиды предпочитают приезжать сюда ежегодно, некоторые могут позволить себе всего несколько поездок. Однако истина одна: путешествие в Умань — долг каждого хасида.
Интересно, что израильские благотворительные фонды оказывают поддержку тем евреям, которые не имеют материальной возможности посетить Умань. Специальные структуры оплачивают путешествие общины и обеспечивают ее пищевым пайком и средствами для временного проживания в Украине.
Культура паломничества
Первыми в Умань приезжают обеспеченные иудеи: обычно они прилетают в Украину за неделю до Рош-Ха-Шана. Массовое прибытие хасидов наблюдается за 2-4 дня до наступления Нового года.
Двигаются они из одесского и киевского аэропортов на автобусах. По приезде на улицу Челюскинцев, что в Умани, приезжие хасиды предъявляют свои документы и проверяются на наличие запрещенных вещей — своего рода контрольно-пропускной пункт, где собирается не только милиция, но и всякий желающий заработать на туристах местный житель.
Как Умань встречает паломников
У многих местных жителей то, что хасиды делают в Умани, вызывает не только благоговение, но и непонимание. С экономической точки зрения паломничество является выгодным для Умани и Украины в целом. Приезжая на праздник, евреи ни в чем себе не отказывают: они готовы тратить деньги на хорошую еду и жилье. Также они с удовольствием воспользуются услугами такси, чтобы добраться до пункта назначения. Вот что украинцы думают о хасидах в Умани: действительно, предприимчивые местные жители ловят момент и предлагают широкий спектр услуг гостям-паломникам. Так, ежегодно в сентябре наблюдается тенденция стремительного роста цен на аренду квартир. Тем не менее стоит отметить, что евреи, приученные к соблюдению порядка в родном Израиле, позволяют себе разгуляться в Украине, где к соблюдению законов относятся не так щепетильно. Например, хасиды в Умани засоряют город, разбрасывая мусор, — в Израиле за такие действия им бы пришлось платить крупные штрафы.
Городские власти сотрудничают с хасидской организацией, которая поддерживает паломничество евреев в Умань, и в новогодний период активно нанимают на работу для уборки улиц местных жителей.
К сожалению, период активного паломничества не обходится и без столкновений между хасидами и местными жителями. Нередки случаи депортации хасидов ввиду их хулиганского поведения. Однако и паломники не всегда находятся в полной безопасности: истории известны ситуации, когда на еврейские общины нападали провокаторы.
Интересные факты
Паломники-хасиды отличаются культурно-религиозными предпочтениями. Вот какие особенности быта наблюдаются среди еврейских общин в период религиозных праздников.
Приезжие предпочитают снимать жилье, расположенное неподалеку от могилы цадика или синагоги.
Тем не менее цены на квартиры на первых пяти этажах значительно выше стоимости жилья, расположенного выше пятого этажа. Все дело в том, что празднование Рош-Ха-Шана подразумевает отказ от всех благ цивилизации, включая лифт.
Поток паломников настолько велик, что отель, предназначенный для поселения хасидов, не способен поселить всех желающих. Ввиду этой ситуации, еврейская организация планирует строительство крупного паломнического центра, который по проекту должен состоять из отеля, синагоги и других вспомогательных структур.
На период празднования Рош-Ха-Шана в Умань съезжаются не только хасиды: сюда прибывают отдельный сводный отряд, состоящий из четырехсот черкасских правоохранителей и 15 представителей израильской полиции — именно они будут следить за соблюдением правопорядка.
Умань приветливо встречает паломников-хасидов. Местные жители благосклонно относятся к еврейской святыне. К слову, здесь был организован международный центр брацлавских хасидов, что в очередной раз подтверждает глубокое уважение иудейской общины к месту захоронения цадика.
Культура паломничества в Умани активно развивается с 1991 года и, по всей видимости, сейчас достигла своего пика: в один из минувших годов черкасский городок посетило около сорока тысяч хасидов-паломников. Вполне вероятно, что эта цифра — далеко не предел, ведь каждый еврей считает своим долгом почтить память великого пророка.
Похожие статьи
- Белоруссия или Беларусь: как правильно говорить и писать?
- Подготовительная группа по физкультуре: что нельзя делать?
- Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? Виды предложений по цели высказывания
- Птица ударилась в окно: что означает примета? Птица ударилась в окно - к чему это?
- Парные и непарные, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
- Теория вероятности: формулы и примеры решения задач
- Миф о Геракле: краткое содержание. 12 подвигов Геракла