Виды знаний, классификация и примеры

0
0

Состояние человека, ощущающего себя в некотором конкретном образе бытия – это и есть знание. Предпосылками к этому состоянию служит участие в сущем, которое и трансцендирует подлинное бытие.

Я уверен, что единый Космос объединен в материальном и духовном смысле. В космическом пространстве существует некое ядро, откуда мы черпаем всю силу, вдохновение, которое вечно притягивает нас, я чувствую его мощь и его ценности, посылаемые им по всей Вселенной и этим поддерживающие ее в гармонии. Я не проник в тайну этого ядра, но знаю, что оно существует, и когда я хочу придать ему какой-либо материальный атрибут, то думаю, что это СВЕТ, а когда я пытаюсь постичь его духовное начало, тогда это - КРАСОТА и СОЧУВСТВИЕ. Тот, кто носит в себе эту веру, чувствует себя сильным, работает с радостью, ибо ощущает себя частью общей гармонии.

Никола Тесла

Что такое знание?

Определение термина «знание» через деятельность. Виды знаний: истина и ложь. Относительность знания – информация, принимаемая на веру человеком.

Все, чем может заниматься человек в свой жизни, разделяют на четыре вида деятельности, в зависимости от цели, которая преследуется при этом. Цель получить что-то полезное, будь то новый табурет, кастрюля борща, театральная постановка или новая научная теория – это труд. Хорошее настроение и качественно убитое время – игра (у игры нет цели, играют ради самого процесса). Узнавание нового или получение навыков – обучение. Знакомство с цифрами – новая информация, делить столбиком – новый навык. И, познание – накопление знаний об окружающем мире.

Относительное знание

Не всякая информация имеет право носить гордое звание – знание. Та, что окружающему миру не соответствует, имеет множество имен – заблуждение, ложь, фейк, сказка, фантазия и т. п.

А вот та, что соответствует, имеет единственное название – истина. Эта и будет знанием.

На человека с самого рождения ежедневно, ежечасно, информация льется бушующей рекой. Что же можно считать истиной? Как распознать ее в хаосе утверждений, наблюдений и чувств?

Пожалуй, необходима система фильтрации – какой-нибудь способ, эталон, позволяющий различать истину и ложь, знания и заблуждения.

Разумеется, самый надежный способ – это сравнение информации о мире непосредственно с самим миром.

Сказали – «на улице дождь», чтобы проверить истинность утверждения, достаточно выглянуть в окно.

К сожалению, не всегда есть возможность, да и желание, проверять соответствие информации объективному положению вещей. В этом случае приходится принимать на веру чужие суждения. Люди в процессе жизни самостоятельно выбирают, кому и во что верить, а что отвергать. Каждый последующий «кусочек» информации попадает в корзинки «истина» или «ложь» в зависимости от того, во что было поверено до этого. Этот процесс похож на складывание пазлов: элементы тысяч различных картинок свалены в одну кучу, а требуется собрать только одну.

Пример: К. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказывает о том, что случается, когда детей лишают сказок, полагая, что это пагубно скажется на их умственном развитии:

«…педагоги порою беспокоятся, дрожат, как бы дети и впрямь не подумали, будто сапожки растут на деревьях. Эти несчастные дети так подозрительно относятся ко всякому - самому поэтичному - вымыслу, что все сколько-нибудь выходящее за черту обыденности считают наглой и бессмысленной выдумкой. Когда в одной школе повели с ними, например, разговор об акулах, один из них поспешил заявить свой протест:

- Акулов не бывает!

Ибо ничего диковинного для них вообще на земле не бывает, а есть только хлеб да капуста, да сапоги, да рубли.»

Абсолютная истина. Критерии объективной оценки

Существуют ли «знания» в принципе? Виды знаний по отношению к абсолютной истине:

Получается странная история – мир один, но каждый человек, населяющий его, живет в своем собственном, не похожем на миры других людей.

Пример: Теории о происхождении человека:

  1. От обезьяны.
  2. Божественное.
  3. Потомки ВЦ.

Три человека, придерживаются трех разных «взглядов» на этот вопрос. Для каждого из них одно из утверждений истинно, два других ложно. Каждый из них, по-своему, прав. Истина, в таких случаях, называется относительной.

Есть возможность или ее нет – узнать, как на самом деле устроен мир? Даже по этому вопросу отсутствует единство во мнениях.

Один из вариантов ответа – да (гностицизм). На протяжении веков люди узнавали об устройстве мира все больше и больше. Достаточно посмотреть на достижения современной науки. Человеческая мысль заглянула и внутрь атома, и далеко за пределы солнечной системы. Недалек тот день, когда мы будем знать о мире все.

Агностики, их идейные оппоненты, утверждают обратное. Их позиция основана на том, что знания, полученные о мире и сам объективный мир – это две большие разницы. А, возможно, никакого «внешнего» мира вообще нет – такая ситуация проиллюстрирована в фильме «Матрица».

Пример: Известно, что предметы, которые люди воспринимают как разноцветные, сами по себе такой характеристикой как «цвет» не обладают. Свет, попадающий на предмет, частично поглощается им, частично отражается. Глаз человека анализирует «состав» отраженного света, что и воспринимается мозгом как цвет. Таким образом, цвет существует только тогда, когда есть освещение и зритель, но не в объективной реальности.

Возможна и третья, промежуточная, точка зрения. Скептики не отрицают принципиальную возможность познаваемости мира, но в успехах крайне сомневаются. Иными словами: допускают возможность существования абсолютной истины, но доступной для человечества, в силу различных причин, считают только относительную.

Рациональное познание

Рассуждения о «познаваемости мира» являются предметом философского знания, которое носит название – гносеология. Абсолютная истина – это ее ключевое понятие. Если коротко: бытие (еще одно философское понятие) – сумма всего сущего в мире, во всей вселенной и за ее пределами, а абсолютная истина – полное знание, всеобъемлющая сумма информации о бытии.

Как появляются знания? Способы познания или как мы познаем

Также возможна классификация видов знаний в зависимости от типа познавательных способностей.

Любая информация поступает к человеку через его органы чувств, в том числе и та, что является основой для знаний. В контексте данной статьи "знания" употребляются в значении 'истинная информация об окружающем мире'. Простейший способ познания – пощупать, понюхать, погрызть. Но, познакомиться с предметами и явлениями вокруг – это еще не «знания о мире», это знания о конкретных вещах. То есть, уронив кирпич на ногу, можно узнать о нем многое – что он тяжелый, падает, может причинить боль и т. д. Только тогда, когда человек догадается, что все кирпичи и камни вокруг «ведут» себя также, можно говорить о получении тех самых знаний. Обобщенная информация, полученная при непосредственном контакте с окружающим миром, называется «перцептивное знание». Способ приобретения такого вида знаний называют эмпирическим, т. е. чувственным познанием. Важнейшие особенности таких знаний:

  • отсутствие поиска причин, вызвавших то или иное событие, просто констатация;
  • информация личностно окрашена;
  • справедливость выводов ситуативная (т. е. верна не всегда), о чем познаватель не догадывается, эта особенность отражена в поговорке – "обжегшийся на молоке, и на воду дует".

Добытое из размышлений – знание рациональное. Попытка объяснить происходящее, найти ответ на вопрос ПОЧЕМУ или заглянуть в места, недоступные непосредственному восприятию. Иллюстрация возможностей, которая дает рациональный подход – открытие атомов Демокритом. Средствами эмпирического познания сделать это было попросту невозможно.

В отличие от эмпирического знания, источником которого служит практический опыт, рациональное знание приобретается теоретическими изысканиями, посредством суждений и умозаключений.

Пример: Рассуждения Винни-Пуха и его умозаключения:

«Это «ж-ж-ж» — неспроста!.. Само дерево жужжать не может, значит, кто-то тут жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? По-моему, так. А зачем на свете пчелы? Для того чтобы делать мед. По-моему, так. А зачем на свете мед? Для того чтобы я его ел. По-моему, так!»

В зависимости от того, какие познавательные способности человека участвовали в процессе приобретения, виды знаний можно классифицировать «по происхождению»:

  • перцептивное;
  • рациональное;
  • предметно-практическое;
  • знания-умения.

Последние еще называют, неявным знанием. Это такие знания, о которых говорят – как сделать знаю, но сказать не могу. Например: ходьба, плавание, катание на коньках.

Источники информации

Выделяется классификация знаний по способам постижения реальности.

Человек черпает знания из собственной жизни, но, не ограничиваясь этим, он активно обменивается своим опытом с ближними – родственниками и друзьями. Накапливаясь, знания передаются детям, это обыденное знание, примеры – поговорки, пословицы и прочая мудрость, необходимая в повседневной жизни.

Но не всю информацию можно получить таким образом. Этих знаний для жизни вполне достаточно, однако мысль простирается дальше, туда, где опыт бессилен. Что там, на небе? Куда и почему каждый вечер прячется Солнце? Как появилась Земля?

Мифологическое знание

На помощь пришла фантазия. Появились мифы. Устройство мира мыслилось по аналогии с текущим укладом жизни: Океан, Земля, Солнце, Небо и Ветер, так же как и люди, они любят и ненавидят, умирают и рождаются вновь.

Не следует мифы путать со сказкой, чем, по сути, они являются для современных людей. Некогда эти истории являлись основой миропонимания человека.

Несколько позже на смену мифам пришла религия. Грань между ними очень тонка, условна. Вместо историй о происхождении мира в основе религиозного знания лежит ВЕРА. Ничего объяснять, оказывается, не нужно. Просто верь. Верь в священные писания, верь в проведение божие. Человек так устроен, что он и хотел бы, да не получается. Поэтому в помощь религии приходят чудеса и искусство.

В одном человеке ранее, да и теперь, могли мирно соседствовать элементы нескольких видов знаний.

В отсутствие иных доказательств, мой собственный палец убедил бы меня в существовании Бога.

Исаак Ньютон

Существует еще один, стоящий особняком, способ познания мира – художественное познание.

Художественное познание

В любом другом виде знаний целостность мира стремится быть разрушенной, дабы вычленить из вещей и явлений их сущность, нечто общее, характерное. Непрерывное обобщение сути вещей приводит к появлению абстрактных образов, что довольно удобно использовать, например, в рациональном познании. Но, очень часто за абстрактными конструкциями пропадает сама действительность. Художественное восприятие, напротив, дарит человеку цельные образы без логики, без причинно-следственных связей, являя наблюдателю всю красоту и гармонию окружающего мира. Гармония звуков – музыка. Гармония цвета – живопись. Гармония образов – архитектура или мода. Из-за специфики восприятия такой вид познания сложен для трансляции, поскольку базируется на эмоциях, которые возникают в человеке при соприкосновении с прекрасным. Иными словами – на вкус и цвет товарищей нет.

Итак, источники знания можно классифицировать по способам мировосприятия:

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • художественное;
  • философское;
  • научное.

Научный способ познания мира

Научное познание

Научное знание появилось в результате попыток убедиться в том, что добытая информация действительно отражает ситуацию в окружающем мире.

Были отобраны специальные критерии, по которым отбраковывалось лишнее, то что не удалось доказать и/или проверить. Соответственно появились специфические методы познания – наблюдение, измерение, эксперимент – некоторые из них.

Основополагающий критерий научности знания – фальсифицируемость, т. е. возможность оказаться ложью. Если факт, теорию, гипотезу проверить в принципе невозможно, то такое знание научным считаться никогда не будет.

Столь жесткий отбор, с одной стороны, оставил «за бортом» науки много интересного и полезного, но с другой, позволяет научному знанию – той информации, что все-таки проверку прошла, быть максимально достоверной, насколько это возможно. Столь тщательное соблюдение чистоты создало научному знанию репутацию самой достоверной информации. Этим часто пользуются, когда хотят придать вес своим измышлениям, идеям, для достижения обычно далеко не альтруистичных целей.

Однако как бы тщательно не отбиралась и проверялась информация в науке, на самом деле, абсолютное знание, все же отсутствует. С течением времени, при накоплении новых эмпирических фактов, получении возможности более точного измерения и т. п. производится перепроверка существующих знаний, теорий. Они корректируются, со временем заменяются новыми. Так что ученый, использующий в своей деятельности ту или иную теорию, ее результаты, отдает себе отчет в том, что знания, считающиеся истинными на сегодняшний день, в последующем могут быть признаны недостоверными. Таким образом, критерий фальсифицируемости знаний -это еще и своеобразный двигатель науки.

Наука – эталон качества знаний

Понятие научного знания дало основание для еще одного типа классификации – в соответствии с критерием научности.

Это разделение подразумевает сравнение их с наукой, как носителем наиболее достоверных знаний.

  1. Обыденное знание – накопленное путем проб и ошибок, на опыте разных людей, которые делились друг с другом своими наблюдениями.
  2. Донаучное знание. По сути, это наука и есть. С той разницей, как «игры взрослых» отличаются от «детских игр».
  3. Специальное (вненаучное) знание. По мере накопления знаний, они разделялись по принципу – найдены подтверждения или нет. Если знания невозможно проверить в силу объективных причин, но в принципе, возможно сделать это в дальнейшем – паранука. Знания, не прошедшие фильтр научности, ею отвергнутые – квазинаука.

Пример: Френология. Квазинаучная теория соответствия формы черепа (шишки и впадины) центрам локализации способностей, склонностей человека на поверхности мозга, была составлена по всем правилам современной науки. И некоторое время, пока накапливались эмпирические данные по этому вопросу, считалась научной теорией.

Дороги, которые мы выбираем

Какие из видов знаний предпочтительнее и почему?

Познаваемость мира

Как бы далеко не шагнула наука, как и тысячи лет назад, объемы непознанного, неизведанного, неподдающегося проверке огромны. Именно по этой причине и сегодня есть место и вере и паранауке и прочим «знаниям».

Отсутствие четких объективных критериев истинности знаний дает волю фантазии. В жизни рациональное и иррациональное знание тесно переплетается, дополняя и обогащая друг друга.

Можно верить во что угодно в любых комбинациях, менять свои взгляды как перчатки и при этом постоянно оставаться в «зоне истинности». Возможно, путь – процесс поиска абсолютных знаний и есть смысл жизни человека. Каким он будет – научным, художественным, религиозным или окажется особенным, индивидуальным, неподдающимся никаким классификациям?