Гейдар Джемаль: биография, дата рождения, карьера, фото, дата и причина смерти

В данной статье описана биография Гейдара Джемаля. Он прожил долгую и интересную жизнь, полную интеллектуальной напряженности. Джемаль был общественным деятелем, мыслителем, эзотериком, председателем Исламского комитета, а также участником общества «Другая Россия». Кроме того, Гейдар Джахидович являлся бессменным участником исламо-арабских конференций и участвовал в создании совета Левого фронта России. Вся биография Гейдара Джахидовича Джемаля прошла под эгидой поиска смысла жизни и непреодолимого желания добраться до истины. Джемаль был знаком с большим количеством интересных и неординарных людей, которые оставили о нем немало воспоминаний.

Гейдар Джемаль

Гейдар Джемаль. Биография. Национальность. Родители

Предки Джемаля по отцу являлись представителями древнейшего азербайджанского рода. Дед Джемаля служил в рядах НКВД, а во время Великой Отечественной войны был назначен военным комиссаром. Его сын, Джахид Джемаль, имевший с детства склонность к живописи, смог переехать из небольшого азербайджанского села в Баку и поступить там в художественное училище. После его окончания он решил отправиться в Москву и продолжить художественное образование в институте имени В. И. Сурикова. Уже через несколько лет он преподавал в высших учебных заведениях и даже в МГУ, где был профессором на кафедре рисунка.

Мать Гейдара звали Ирина Игоревна Шаповалова. Она являлась профессиональной наездницей и дрессировщицей. Играла в спектаклях театра Дурова, где жила ее собственная рысь Мерси.

Влияние деда

В интеллектуальной биографии Гейдара Джемаля семья по матери сыграла более важную роль. Его дед, Игорь Шаповалов, был влиятельным партийным функционером и тонким знатоком философии, в особенности – немецкой. Благодаря этому деду, Гейдар Джемаль полюбил философию, хорошо разбирался в немецких философах и получил в наследство огромную библиотеку. Биография и национальность Гейдара Джемаля пропитаны духом Азербайджана. Он называл себя русским человеком с крепкими азербайджанскими корнями и ощущал себя глубоко верующим, в отличие от своих родителей, которые были атеистами или осторожными агностиками. Сам же Джемаль формировал свое мировосприятие под влиянием идей ислама.

Так как он был очень закрытым человеком, для всех, кто изучает биографию Гейдара Джемаля, фото семьи найти не представляется возможным.

Детство

Биография журналиста Гейдара Джемаля начинается с того, что он появился на свет в российской столице 6 ноября 1947 года. Отучившись десять классов в средней общеобразовательной школе, Гейдар, благодаря хорошим отметкам, смог поступить в МГУ, где начал изучать несколько восточных языков, но буквально при поступлении он начал разделять и ярко выражать буржуазно-националистические взгляды, из-за которых его отчислили уже по окончании первого курса. Чтобы иметь средства к существованию, Джемаль работал на производстве и подрабатывал репетиторством.

Начало пути

Проработав так какое-то время, Джемалю через знакомого удалось устроиться корректором в одно издательство, которое специализировалось на медицинской литературе. Примерно в тот же период он женился на Елене Джемаль, которая была глубоко верующей христианкой, и вместе с ней поселился в большой трехкомнатной квартире на Арбате.

Гейдар Джемаль в молодости

Южинское подполье

Во время работы в издательстве у Джемаля завязались дружеские отношения с его редактором, Ильей Москвиным, который являлся выпускником биологического факультета и подробно изучал психиатрию. Эта встреча кардинально изменила всю биографию Гейдара Джемаля, о чем он позже говорил, что Москвин помог ему «открыть новый мир». Благодаря этому общению он встретился с писателем Юрием Витальевичем Мамлеевым и влился в шизоидное подполье Южинского переулка. Так назывались неформальные встречи узкого круга лиц, собиравшихся на квартире Мамлеева.

Участники Южинского кружка

Среди членов этого кружка были Е. Головин, И. Дудинский, А. Дугин и В.П. Провоторов. Последнего все остальные, особенно Мамлеев, считали наиболее таинственным и гениальным. Все они интересовались литературой, философией и оккультизмом. Многие факты из биографии Гейдара Джемаля можно почерпнуть из книги воспоминаний Юрия Мамлеева.

Южинский кружок

12 ноября 1966 года у Джемаля родился сын Орхан, который в будущем станет незаурядным человеком и военным журналистом.

Становление

В начале восьмидесятых сблизившиеся Гейдар Джемаль и Александр Дугин стали участниками организации русского национального возрождения «Память», но Джемаль не смог продержаться там долго: уже меньше чем через год он был выгнан оттуда по обвинению в общении с кругами оккультистского толка. В это же время Джемаль начал активно связываться с исламскими кругами, получив у них поддержку.

Поскольку Гейдар Джемаль нигде не работал, журналист Григорий Нехорошев написал в газете статью, где рассказывал, что Джемаль специально притворялся душевнобольным, чтобы его посадили в психоневрологический диспансер и, тем самым, милиция прекратила бы разыскивать его за тунеядство.

Гейдар Джемаль

В девяностых годах его жена Елена сдружилась с женой Юрия Мамлеева. Вскоре она стала тесно общаться с Евгением Головиным и через несколько месяцев, разведясь с Джемалем, вышла замуж за Головина. Мамлеев описывает Елену как очень необычную и интересную женщину, которая стала прототипом для многих героинь его произведений, в частности – в «Шатунах».

Карьера

В начале девяностых годов Джемаль и Дугин отдалились друг от друга. В это время Дугин вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым создавали национал-большевистскую партию. В биографии Гейдара Джемаля национальность и взгляды определили его сближение с исламскими кругами. И поэтому он решил заняться распространением идей ислама в обществе, пользуясь помощью исламской партии возрождения, в которой состоял на тот момент. Для этого он стал издавать происламскую газету, которая выпускалась два года.

В 1993 году Джемаль побывал на конференции Исламского комитета в Судане. В это же время он вел аналитическую программу «Ныне» на телевидении, а потом стал ведущим нескольких «мусульманских» передач на разных каналах, в которых открыто выражал свои ортодоксальные взгляды, близкие к экстремизму, за что вскоре все его передачи были закрыты.

В начале 1998 года Гейдар Джемаль читал лекции по традиционализму в университете, а в 1999 решил баллотироваться в Госдуму в политическом союзе «Движение в помощь армии».

Книги

К этому времени Джемалю удалось издать целый ряд книг на темы политики, религии и философии, а также сборник авторских стихотворений. В 2003 году он издал еще один стихотворный сборник, а еще через год – сборник политических статей «Освобождение ислама», в котором Джемаль четко описывал и объяснял свои левые взгляды на политику и теологию. Основной почвой для размышления о теологии для Гейдара Джахидовича был термин «авраамическая религия», которая, как считал он сам, таила в себе дух освобождения. Также в этой книге Джемаль сопоставлял борьбу Старого и Нового Света, двух закрепившихся систем. Старый Свет — это то место, где родились все три основные религии, то место, которому пытаются противостоять США.

Взгляды

Практически никто не смог однозначно сказать о политической позиции и философских предпочтениях Гейдара Джахидовича. Некоторые говорили, что он был оккультистом-эзотериком, а по вероисповеданию — мусульманином шиитского толка.

Многие люди, лично знавшие Джемаля и его философские убеждения, называли его фигурой, которая относится к левым исламским силам и проповедует антисистемный интернационал, и при этом – очень образованным человеком. Интересно замечание известного социолога Бориса Кагарлицкого о том, что Джемаль был не просто теологом, философом или политическим деятелем, а человеком, который стоял отдельно от всех и имел собственные убеждения, которые в общем понимании противоречили убеждениям даже мусульманского духовенства. Одновременно с этим Джемаль имел антиамериканскую позицию, и данное его сопротивление политике Соединенных Штатов рассматривалось всеми как восстание против капиталистического общества.

Гейдар Джахидович Джемаль

В 1999 году Джемаль публично сказал, что в войне на территории Кавказа заинтересован в первую очередь официальный Кремль и президентское окружение.

Уголовные преследования

В начале лета 2009 года Максим Мищенко, один из депутатов Госдумы, написал письмо для Генерального прокурора РФ. В этом письме он утверждал, что внимательно изучил публикации сайта Г.Д. Джемаля, и увидел в них экстремизм. По этой причине он потребовал, чтобы Исламский комитет был признан экстремистской организацией и попросил привлечь Гейдара Джемаля к уголовной ответственности. Особенно депутата поразил текст, в котором были изложены мысли о теракте в городе Нальчике, произошедшем в октябре 2005 года, в результате которого было убито более сорока человек. В тексте говорилось, что в нашей стране тех мучеников, которые пали в боях за веру, называют террористами. Письмо Максима Мищенко было изучено, но все, что последовало после его требований – перемещение сайта Гейдара Джахидовича с домена ru на домен org. Этот случай наглядно иллюстрирует позицию Джемаля и отношение к нему окружающих. Сам Джемаль никогда никого не боялся и смело высказывал все, что думал, публикуя это в общедоступных местах, даже осознавая, что его могли привлечь к ответственности. А Генеральный Прокурор РФ, фигурировавший в этой истории, относился к таким людям с уважением, и потому принял лишь самые мягкие меры.

Подобный случай произошел в марте 2012 года, когда на Джемаля были заведены два уголовных дела и был произведен обыск его квартиры, но никаких экстремистских материалов найдено не было, поэтому для Джемаля все снова закончилось благополучно.

Гейдар Джемаль

В марте 2010 года Гейдар Джахидович поучаствовал в деятельности российской оппозиции, подписав интернет-обращение «Путин должен уйти».

Последние годы жизни и смерть

6 декабря 2016 года было объявлено, что скончался философ и известный общественный деятель Гейдар Джемаль. Причина смерти – рак.

В последние дни октября 2016 года врачи обнаружили у Гейдара Джемаля рак. Он поехал в одну из больниц в Алматы и полтора месяца лежал там на лечении. Все дни, которые он провел в больнице, его мучили сильные боли. Но, к сожалению, врачи не смогли его спасти, и Гейдар Джахидович скончался, не дожив год до своего семидесятилетия.

Он заранее определил место своего будущего захоронения. Это была тюркская земля в Алматы, общепринятое у мусульман место для похорон. Джемаль просил, чтобы его тело не перевозили в Москву, а похоронили здесь же, в Алматы, на тюркской земле, как это принято у мусульман. В наши дни его могилу можно найти на городском кладбище Баганашил.

Биография Гейдара Джемаля являет собой интереснейшую историю, насыщенную событиями, интригами и загадками. В сердцах людей Гейдар Джемаль остался одним из умнейших философов последних лет, а также человеком, который всегда был честен перед собой и перед другими.