Что такое арифметика? Ментальная арифметика для детей

Наверняка в последнее время многие слышали о ментальной арифметике. Практически в каждом городе открываются кружки, на занятиях в которых детей обучают особому способу складывать, умножать, делить и вычитать порой огромные цифры. Но не каждый знает о методах вычисления и истории возникновения этой науки. В статье рассмотрим, что такое арифметика.

Учитель объясняет пример

Описание арифметики

Арифметика - это раздел математики, который изучает числа, их свойства и взаимосвязь. Наука исследует измерения, вычислительные процессы, приемы счета. Это одна из древнейших частей математических наук, она тесно сопряжена с алгеброй и геометрией. Каждый ребенок в школьной программе обучения получает базовые знания о том, что такое арифметика.

Древние ученые с помощью чисел пытались объяснить все происходящие в мире явления и закономерности. С развитием цивилизации открывались новые законы арифметики, проводились открытия, совершенствовалась система счета.

Умножение в математике

Ментальная арифметика - что это?

Это наука, зародившаяся в Японии в V веке до н. э. Она обучает детей от 4 до 12 лет особому методу счета в уме, начиная с единиц и заканчивая пятизначными цифрами. Помимо математических способностей, занятия стимулируют развитие межполушарного взаимодействия и аналитического мышления, улучшают логику, концентрацию внимания, усидчивость, фантазию.

На начальных этапах обучения дети проводят расчеты на абакусе, ментальная арифметика на более продвинутой ступени требует проведения расчетов в уме.

Преимущества и недостатки

Многие родители интересуются, что это за предмет и стоит ли обучать этому детей. Для ответа на вопрос стоит оценить плюсы и минусы дисциплины.

Неоспоримые преимущества домашних занятий по ментальной арифметике - это:

  • отсутствие стресса у ребенка, занятия проводятся в спокойной игровой форме;
  • при планировании урока учитываются личные особенности ребенка;
  • экономия времени и средств;
  • саморазвитие для родителей и детей.

В качестве недостатков стоит отметить:

  • отсутствие педагогического опыта у родителей;
  • недостаточное количество необходимой информации, как правило, педагоги скрывают тонкости преподносимой информации, а книги по ментальной арифметике не всегда возможно приобрести.

На домашнее обучение малоизвестной науке довольно сложно решиться, определяющими факторами здесь должны быть наличие хорошей методологической подготовки родителей, желание, время и дидактический материал.

Как считать на абакусе?

Что такое абакус?

Абакус - это особые счеты, они облегчают обучение арифметике на начальном этапе. Выглядят они как привычный для нас прибор, только в перевернутом виде и с меньшим количеством бусин. В переводе на японский язык "абакус" звучит как "соробан". Он состоит из деревянной рамки и спиц с надетыми на них бусинами.

Счетная часть разделена на две, одну большего и другую, соответственно, меньшего размера:

  1. Верхний блок состоит из одной костяшки на каждой спице, называют их "братья". Каждый ряд равен 5.
  2. Нижний блок состоит из четырех костяшек на каждой спице, называют их "друзья". Каждый ряд равен 1 и имеет разряд цифр.

Начинают отсчет на абакусе в ментальной арифметике справа налево: единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Во время счета разделительная полоса располагается сверху, горизонтально. Чтобы указать число, бусины поднимают вверх, если все костяшки находятся внизу, это число – 0.

Разобраться в этом приборе тяжело только теоретически, на практике же достаточно выставить несколько чисел, чтобы понять принцип работы с ним.

Учить детей считать

Подготовка к занятиям

Соблюдая все этапы подготовки к домашним занятиям, можно сделать процесс обучения ментальной арифметике для детей более продуктивным и интересным:

  1. Следует пройти азы предмета самостоятельно, усвоить и закрепить материал с помощью самоучителя.
  2. Необходимо приобрести счеты, обучающие пособия и книги.
  3. Желательно составить детальный план освоения программы на ближайшие 2 месяца.
  4. С первого же занятия ученик должен иметь возможность познакомиться с абакусом, потрогать, изучить.
  5. Не лишним будет посмотреть вместе с ребенком видеоурок о принципах ментальной арифметики для детей, о том, как складывать числа на абакусе.
  6. В тетради на каждом занятии следует зарисовывать схемы и комбинации чисел.
  7. Счет должен осуществляться большим и указательным пальцем.
  8. После освоения принципов работы приступают к складыванию простейших чисел.
  9. Не нужно торопиться. Начальный этап нужно как следует закрепить, только потом можно приступать к более сложному уровню.
  10. К вычитанию переходят после решения примеров сложения «на автомате».
  11. Уроки должны проводиться согласно расписанию, не следует переносить или пропускать намеченные занятия.
  12. В среднем урок ментальной арифметики длится около 30 мин.
  13. Необходимо уделять счету на пальцах по 10 мин. на каждом занятии.
  14. При составлении плана обязательно учитывать возраст ребенка и его математические способности.
  15. Умножение и деление проводятся на более сложных этапах.
  16. Самая продвинутая ступень – это визуализация, то есть счет без абакуса.
Пример счета

Сложение и вычитание

В ментальной арифметике только после того, как ребенок научился откладывать числа на абакусе и освоил принципы работы, можно приступать к сложению простых чисел.

Для начала нужно скачать примеры с Интернета, решить их и затем предложить ребенку попробовать самостоятельно сложить числа. Если в нижнем блоке недостаточно костей, необходимо использовать верхний блок – братья. В качестве подсказок всегда можно обратиться к видеоурокам.

Вычитать цифры на абакусе тоже довольно просто. Для начала нужно ознакомиться с дидактическим материалом, что такое арифметика, посмотреть соответствующее видео. Начать лучше с объяснения принципов вычитания:

  • счет начинают с большего разряда цифр (в трех- и двухзначных числах - это сотни и десятки соответственно).
  • нельзя забывать о верхнем ряде бусин.

Для облегчения счета можно распечатать схемы расчетов и пользоваться ими во время занятий, после усвоения принципов ребенок научится решать примеры без подсказок.

Умножение и деление на абакусе

Изучение основ умножения на этом приспособлении потребует больше усердия, нежели решение примеров на сложение и вычитание. Начинают умножать с больших чисел, постепенно двигаясь к меньшим значениям.

Изначально нужно освоить технику самостоятельно и только потом в более понятной форме преподавать арифметику для детей. Чтобы новый материал легче запоминался, необходимо проводить регулярные занятия, иначе полученный прогресс будет упущен, и придется начинать все сначала.

После тщательного изучения умножения можно переходить к делению. Принципы работы здесь такие:

  1. Расчетное поле мысленно делят пополам по ширине. Одна часть для - знаменателя, другая - для ответа.
  2. Цифра для деления находится справа, соответственно, ответ - слева.
  3. Итог деления пишется в крайнем столбце.

Первое время результат деления можно проверять с помощью калькулятора.

Считаем без абакуса

Заключительный этап обучения ментальной арифметике – это счет на пальцах без использования абакуса. Научить этому способу можно, начиная с элементарных упражнений. Счет на пальцах выполняют следующим образом:

  1. Мысленно представляют руку в роли абакуса.
  2. Пальцы левой руки – числа, кратные 10, большой палец равен 50.
  3. Пальцы правой руки - это единицы от 1 до 9, большой палец равен 5.
  4. Сжатые пальцы - это 0.

Именно к этому результату должно привести обучение данной дисциплине. Ребенок без использования в ментальной арифметике абакуса, калькулятора, ручки с бумагой должен уметь решать задачи из простых и сложных чисел. Со временем движения пальцами становятся автоматическими и вычисления производятся практически моментально.

Пример решений

Учебники по простой и ментальной арифметике

Обучение прогрессивным методикам невозможно без подбора соответствующей литературы. Ниже представлен перечень самых популярных книг, которые написаны просто и понятно:

  • «Матемагия. Секреты ментальной математики», автор Артур Бенджамин. После прочтения пособия родителям становятся более понятными методы работы с ребенком. Автор раскрывает некоторые математические хитрости, позволяющие научиться считать быстро и точно.
  • Решебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Бунимович Е. А. В пособии представлены примеры решений домашних заданий в доступной форме.
Математика Бунимович
  • Блокнот-тренажер. «Не ментальная арифметика», автор Шамиль Ахмадуллин. По утверждению автора, следуя его методике, можно научить ребенка самостоятельному счету за 21 день. В книге есть теоретическая информация и пробные задания. Книга рассчитана на детей 8-12 лет.
  • «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание», автор С. Эрташ. Книга совмещает в себе тренажер и дидактический материал. В пособии доступно разъяснены принципы быстрого счета, и содержится много полезной информации для детей и родителей.
  • «Ментальная арифметика. Знакомство», авторы Р. Багаутдинов, Р. Ганиев. Данная книга предназначена для обучения детей с 5 лет. Здесь представлено множество иллюстраций с формулами вычитания и сложения, что дает возможность ребенку воспринимать информацию не только устно, но и зрительно.

В статье рассмотрено, что такое арифметика, ее подраздел, которому обучают японских детей. При желании эту технику счета может постичь любой человек.