Как реактивный двигатель завоевал господство в авиастроении
Корея, 1951 год, 30 октября. Этот день назвали черным вторником. Двенадцать бомбардировщиков Б-29, ранее считавшихся практически неуязвимыми благодаря мощным телеметрическим системам заградительного огня, большому потолку и высокой по тем временам скорости, не вернулись на базу. Для американской авиации такие потери оказались полной неожиданностью. Виновниками этого разгрома стали новейшие советские истребители МиГ-15, на каждом из которых был установлен реактивный двигатель Nene фирмы «Роллс-Ройс», развивающий тягу в 2,2 тонны, разработанный в Великобритании.
![прямоточный реактивный двигатель](http://www.syl.ru/misc/i/ai/97485/196509.jpg)
Прямоточные реактивные двигатели и их пороки
Главными участниками воздушных сражений Второй мировой войны были поршневые самолеты с винтовым двигателем, но работы по развитию реактивной авиации велись во всех промышленно развитых странах. Принцип, согласно которому создавалась тяга, был не нов и доказал свои преимущества по сравнению с традиционными схемами. Простой прямоточный реактивный двигатель вырабатывал струю раскаленного газа, образующуюся при сжигании смеси воздуха и распыленного горючего. Главный его недостаток заключался в том, что необходимое для реакции давление в камере сгорания могло создаваться только на высоких скоростях, до которых летательный аппарат нужно было предварительно разогнать. Устранить этот системный порок могли только турбинные технологии.
![реактивный двигатель](http://www.syl.ru/misc/i/ai/97485/196497.jpg)
Турбореактивные двигатели
Первыми серийно производившимся летательным аппаратом с турбореактивными двигателями стал немецкий истребитель Messerschmitt Me.262. Несмотря на значительные объемы производства (их было выпущено более 1400 штук), существенного влияния на исход войны он не оказал. Самолет создавался в спешке, имел ряд конструкционных недостатков, а тактика ведения боя не была отработана. Тем не менее реактивный двигатель доказал свое принципиальное превосходство над карбюраторным, что определило вектор дальнейшего развития авиационной техники, в первую очередь военного назначения. Конструкторские бюро и лаборатории стали ареной невидимого соревнования инженеров и ученых в послевоенный период. Строение двигателя усложнилось, главным дополнением стал компрессор, создающий рабочее давление, необходимое для сгорания топлива. Для повышения КПД был добавлен второй воздушный контур.
![строение двигателя](http://www.syl.ru/misc/i/ai/97485/196500.jpg)
Турбореактивные двигатели в СССР
Мнение об отсталости советских технологий стало причиной снятия грифа секретности с разработок ТРД в странах Запада. Когда авиаконструктор А.С. Яковлев доложил Сталину о том, что реактивный двигатель с нужными характеристиками можно просто купить в Великобритании, тот очень удивился и даже заподозрил какой-то подвох. Однако все обошлось благополучно, и сделка состоялась. Nene позволил советским конструкторам ознакомиться с инженерными решениями различных технических проблем и в скором времени не только его скопировать, но и разработать собственный реактивный двигатель, превосходящий западные аналоги. Была создана отечественная школа моторостроения, достижения которой вывели авиастроительную отрасль на передовые позиции, сохраняемые ею и сегодня.
Похожие статьи
- Принцип работы реактивного двигателя. Описание и устройство
- Что такое ядерные двигатели?
- Плазменные двигатели: мифы и реальность
- Двигатель внешнего сгорания: виды, принцип работы, особенности
- Ракетные двигатели, их разнообразие, возможности и перспективы
- Что такое турбина? Виды турбин. Устройство и принцип действия турбины
- Турбореактивный двигатель вчера и сегодня