Функциональные стили речи: особенности и характеристики

0
0

Язык - это, с точки зрения лингвистики, система знаков. Унифицированная, кодифицированная, цельная на данный конкретный момент времени. Если мы сравним его с музыкой или математикой, то это - семь нот и двенадцать тонов или набор цифр и знаков (деления, умножения, логарифмов). А вот каждое конкретное высказывание - будь то краткая реплика по телефону или четырехтомный роман - реализация этой системы. И здесь мы уже говорим о речи, о ситуативном и преднамеренном выборе из всего богатства языка тех средств - слов, конструкций, прихотливых сочетаний - которые позволят автору достичь своей цели. В зависимости от того, кому и в каких условиях предназначается высказывание, мы используем различные стили речи.

5 основных видов

стили речи

В самом общем виде речь имеет своей целью либо передачу информации, либо воздействие на адресата. Следовательно, функциональные стили речи выделяются именно на основании этих принципов. Передают информацию научный и официально-деловой. Воздействие на адресата (от побуждения к размышлению, к действию до эстетического влияния) оказывают публицистический и художественный стили речи. Разговорный по самой своей сути совмещает обе функции. Можно подразделять стили речи и по предпочтительной форме. Преимущественно в письменной существуют публицистический, официально-деловой, научный и художественный. Разговорный - несмотря на название - может реализовываться не только в устной форме. К примеру, частная записка, письмо, телеграмма - вот жанры, которые функционируют в письменном виде.

Особенности публицистического стиля речи

Как мы уже отметили, значимыми факторами являются передача информации или побуждение к действию, форма и адресат. Мы уже перечислили,

особенности публицистического стиля речи
какие бывают стили речи. Кстати, некоторые лингвисты в последнее время выделяют еще и шестой - религиозный. И действительно, этот стиль имеет свои, четко выраженные особенности (лексику, синтаксис, изобразительно-выразительные средства). Мы же, однако, сосредоточимся сейчас на публицистическом стиле. Тексты (устные или письменные) предназначаются для средств массовой информации или широкой публики. Следовательно, адресатом являются не отдельные личности, а слои, круги общества. Основными жанрами (а стили речи реализуются на практике в конкретных видах текстов) будут эссе, обращение, статья, заметка, очерк, интервью. Можно отдельно говорить и о воззваниях, и о речах (спичах, как это модно сейчас называть). Адресованные широкой общественности, тексты публицистического стиля должны воздействовать на сознание, на моральные устои, наводить на размышления и подталкивать к действию. Не стоит, однако, полагать, что речь идет о революционных воззваниях. К примеру, репортаж или очерк, посвященный проблеме бездомности или детского алкоголизма, должен всколыхнуть общество, заставить каждого задуматься о своей личной ответственности за себя, семью и близких. Эссе, выражая индивидуальное частное мнение автора, как правило, касается социально значимых тем и проблем.

Изобразительно-выразительные средства

Все стили речи отличаются друг от друга выбором языковых возможностей. В лингвистике они называются изобразительно-выразительными средствами.

какие бывают стили речи
К этому понятию можно отнести: отбор лексики, синтаксических конструкций (к примеру, в научном стиле не используются восклицательные предложения, а в публицистическом - довольно часто), метафор, аллюзий, реминисценций. В официально-деловом недопустимы двузначности, недосказанность, гиперболы (преувеличения) или литоты (троп преуменьшения, смягчения). Публицистический же стиль ими изобилует. Сам отбор лексики допускает и книжную, и разговорную, и возвышенную. Весьма часто публицисты прибегают и к цитированию, и к реминисценциям (скрытым цитатам, аллюзиям). Здесь уместны и пословицы, и поговорки, которые нередко становятся заголовками статей или заметок. Таким образом, основные особенности публицистического стиля речи - это эмоциональность, сила воздействия, убедительность.