"Возможно, музыка спасет мир?": исполняется 120 лет создателю всемирно известного Метода Судзуки

Как-то Пабло Казальс, испытывая благоговейный трепет после прослушивания группы детей-музыкантов, обученных по методу Судзуки, сказал что возможно, именно музыка спасет мир.

Шиничи Судзуки получал такое же удовольствие когда наслаждался звучанием одного из лучших виолончелистов этого века. Музыка, как он утверждал, делает человека хорошим.

Преподавание музыки не является моей главной целью,

- писал Судзуки.

Я хочу быть добропорядочным гражданином и благородными человеком. Если ребенок слышит прекрасную музыку и учится играть сам, у него развивается восприимчивость, деликатность, дисциплина и выносливость. У него прекрасное сердце.

Нет? Или все же возможно?

Любовь Ленина к Бетховену и Гитлера к Вагнеру мало что сделала для их сердец. Но многие тысячи преданных господину Судзуки никогда не сомневались в его словах. Для них он имел статус гуру, особенно в Америке. Откройте футляр для скрипки практически любого ученика Suzuki, и, скорее всего, там будет изображение улыбающегося Мастера, излучающего уверенность.

Идея проста

Система обучения игре маленьких детей господина Судзуки основана на одной простой идее. Если ребенок может научиться чему-то столь же дьявольски сложному, как говорить, просто слушая и подражая, то почему, он или она не могут таким же образом научиться играть музыку?

Забудьте об обучении чтению музыки. Начните с прослушивания музыкальных записей, желательно с рождения. Разбудите ребенка музыкальной композицией, снова включите ее за завтраком, пока ребенок играет и еще раз за ужином. Почему не послушать ее снова когда ребенок идет вечером спать? В конце концов, малыш возьмет в руки свою маленькую скрипку, и, возможно, появится новая версия Twinkle, Twinkle, Little Star, чтобы усладить уши родителей. За ним обязательно последует Вивальди и даже Бах.

Если это не так, ребенок не виноват. Г-н Судзуки твердо был уверен, что это результат «неуклюжести воспитания». Родителям поручено прослушивать одну и ту же пьесу утром, днем и ночью, пока идут в школу, делают домашнее задание, а также слушать других малышей, как своих собственных. Все это будет говорить о целеустремленности и стойкости родителей, ибо в этот момент около 400 000 детей в 40 или около того странах изучают скрипку и другие инструменты, используя метод Suzuki.

Играть может любой ребенок

Шиничи Судзуки был сыном скрипичного мастера в Нагое. Он научился играть на скрипке после прослушивания записей Миши Элмана, русского американца, который сам был вундеркиндом. Шиничи провел несколько лет в Германии, изучая западную музыку, и вернулся в Японию с немецкой женой, Вальтро Пранж, которая была знаменитым сопрано. В течение нескольких следующих лет г-н Судзуки сформировал струнный квартет, преподавал в различных музыкальных школах, а в 1950 году основал собственную Школу-институт по обучению талантов со своим личным кредо: «Талант - это не то, что дано природой. Это то, что вы воспитываете».

Идея о том, что любой ребенок может научиться играть, пришедшаяся на время всеобщего утверждения о том, что лучше западной музыки нет, оказалась очень востребованной. А карьера Судзуки совпала и с развитием Японии как современного индустриального государства, и с ростом спроса на западную продукцию и культуру.

Влияние запада

Японская манга «Хайкара», развращенная английским выражением «высокий воротничок», описывала все западное как потрясающее и шикарное. В Первой мировой войне Япония встала на сторону Великобритании и ее союзников. (Девятая симфония Бетховена, любимая и в наши дни японскими концертмейстерами, впервые прозвучала в Японии в лагере для немецких заключенных). После Второй мировой войны, когда Япония была оккупирована победителями, главным образом Америкой, распространение западной культуры продолжалось. В Токио сейчас больше оркестров, играющих западную классику, чем в любом другом городе мира, и около 70% их скрипачей прошли подготовку по методике Судзуки в Институте воспитания талантов. Кроме этого, многие японские школьники изучают западные музыкальные инструменты. Для них является большой наградой выступление на концерте Suzuki в Токио: зрелище, на котором можно воочию увидеть и услышать как несколько тысяч детей играют в едином порыве.

Для детей скрипка - это не только требующий в освоении мастерства инструмент, его даже чисто физически держать утомительно. Г-н Судзуки, играл на скрипке даже в преклонном возрасте. И все благодаря способу преодоления усталости, которым все тоже обязаны Западу: технику Александра изобрел австралийский актер XIX века (это практический метод, направленный на изменение двигательных привычек в повседневной жизни. Способствует улучшению легкости и свободы движения, баланса, поддержки и координации). Сегодня он используется довольно широко.

Высшая награда

Император Японии был благодарен Судзуки за его усилия и наградил его орденом национального достояния. Тем не менее традиционалисты разносят методы г-на Судзуки в пух-прах, ибо считают, что это производство клонов. Но Мастер мало думал о том, что они делают или почему. Критика образования в стране считается нормальным делом.

Несмотря на распространение классической музыки в Японии, ни один из ее симфонических оркестров до сих пор не имеет уровня мирового значения. Может быть потому, что лучшие музыканты Японии учились за рубежом? К примеру, пианистка Мицуко Учида или скрипачка Мидори, которая начала выступать на сцене, когда ей было десять лет. Они не использовали метод Suzuki.

Но это не смутило господина Судзуки. Спасение мира было важнее.