Уроки финансовой грамотности преподаю своим детям в игровой форме. Не хочу, чтобы в будущем они оказались в долгах

0
0

Финансовые вопросы кажутся далекими от детского возраста и даже неуместными. Однако уже в раннем возрасте у ребенка могут закладываться полезные привычки и понимание принципов, которые пригодятся через много лет. Это я осознал на своем опыте, пройдя через множество трудностей, связанных с управлением семейным бюджетом.

Теперь я считаю себя обязанным научить моего 5-летнего сына грамотному распоряжению деньгами, что позволит ему в дальнейшем страховать себя от риска оказаться в долговой яме. Разумеется, я делаю это в игровой форме, что облегчает восприятие моих рекомендаций ребенком.

1. Объяснение сути денежного расчета

Сегодня уже и взрослые не относятся к деньгам как к условной ценности, которую они обменивают на реальные товары и услуги. Деньги сами собой стали ценностью, что в понимании ребенка может не укладываться.

Для объяснения этого принципа я наглядно показываю, по каким правилам может происходить денежно-товарный обмен в магазине. Я отдаю ему некоторую сумму, а взамен беру какую-нибудь его вещь, а затем он у меня ее «покупает», возвращая мне те же деньги.

Увлекательным для сына стала и практика снятия денег в банкомате с помощью кредитной карты. Ему нравится вводить пин-код и получать реальные деньги, которые он мог бы что-нибудь приобрести в магазине.

2. Возможность выбора

Было бы неправильным оставлять представление ребенка о покупках на этом этапе. Важно было объяснить, что деньги – исчерпываемый ресурс, поэтому при каждой операции оплаты необходимо четко понимать, насколько она оправдана. Это правило, например, работает когда нужно выбирать между долгожданным отдыхом в далекой экзотической стране и вложением денег в ремонт автомобиля. На подобных развилках во многом и проявляется умение правильно определять приоритеты расходов.

Ребенку я объясняю сложность подобных ситуаций на примере его любимого завтрака. Он мог бы выбрать альтернативный по вкусу вариант, но в этом случае ему придется отказаться от прежнего. Также и с игрушками, я каждый раз предлагаю ему выбор между разными моделями. В таких условиях он начинает оценивать игрушки на свое усмотрение, делая наиболее привлекательный выбор.

3. Навыки счета

Логичным продолжением предыдущего урока стали игры в счет денег. У каждой покупки есть количественная оценка в плане суммы, за которую можно приобрести товар. Именно ограничение денег заставляет нас выбирать лучшие предложения, отказываясь от менее привлекательных.

Сын уже умеет совершать простейшие операции сложения и вычитания, но важно было переложить эти навыки к деньгам. Так мы перешли к игре в монетки. Я даю ему несколько монет разного достоинства и прошу его дать мне определенную денежную сумму.

Далее мы перешли к реальным условиям совершения покупок у автоматов с напитками и сладостями. Я также давал ему определенную сумму в виде монет и просил его купить на нее то, что он хочет, не забывая о принципе продуманного выбора. Так, по мере оплаты своих покупок, он начинал понимать эффект траты денег, который и становится главной причиной образования долгов.

Следующим этапом стало определение более сложных числовых выражений на ценниках. Мы ходим вместе по магазину и прицениваемся. Я показываю ему купюры и прошу сказать, что мы можем на них приобрести. Параллельно я объясняю и наши цели похода в магазин – на что именно должна быть потрачена запланированная сумма.

Заключение

Описанная мною практика обучения сына обращению с деньгами может показаться простой и не дающей даже минимальной полноты представления о финансах, но с учетом возраста ребенка пока этого достаточно. Эти несложные законы управления деньгами обязательно дадут свои плоды и облегчат освоение более сложных финансовых инструментов в будущем.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание