Феномен разных воспоминаний об одном событии у разных людей. В чем причина?

0
0

Случалось ли вам удивляться, почему разные люди помнят одно событие, но с разных сторон. Например, едет машина, и вы запоминаете марку, а ваш друг – яркую блондинку на переднем сидении, а о марке авто он и думать забыл, вернее, даже не заметил. Удивительно, да? Джулиан Меттьюс, научный сотрудник лаборатории когнитивной неврологии университета Джона Монаша, объяснит, в чем дело.

Главные процессы памяти

Согласно Джулиану Меттьюсу, наша память формируется тремя основными процессами:

  • кодированием информации;
  • сохранением информации;
  • извлечением информации.

Первый процесс отвечает за восприятие информации, ее «запись» в мозг. Второй - за хранение данных с течением времени, а третий - за воспроизведение хранящегося в памяти. Индивидуальная специфика всех трех процессов может объяснить, почему у разных людей отличаются воспоминания.

Кодирование

Естественно, воспоминания начинаются с восприятия – чувственного познания окружающего мира. Благодаря восприятию информация организуется и толкуется, интерпретируется определенным образом. И конечно, для яркого воспоминания имеет значение, было светло или темно, шумно или тихо, но гораздо важнее другое – человеческий опыт: прошлый или ожидания в будущем.

Другими словами, на воспоминания влияет вся личность человека, его ценности, цели, профессия. Потому что воспоминания формируются вниманием, а внимание зависит от фундаментальных параметров личности. Внимание – это способность сосредотачиваться на одних деталях, не замечая другие. Иными словами, внимание – это избирательная направленность восприятия.

Получается, один из возможных ответов на вопрос, почему люди помнят одно событие по-разному такой: у них разные профессии, ценности и приоритеты, поэтому воспоминания не идентичны.

Например, когда футбольные фанаты смотрят матч, они запоминают грубость со стороны соперника, но не своей команды.

Возраст и контекст тоже имеют значение для запоминания

Понятно, что возрастные изменения влияют на память человека: чем человек старше, тем хуже его память. Правда, есть люди в принципе не слишком выдающиеся по этой части.

Джулиан Меттьюс утверждает, что для того чтобы воспоминание было более отчетливым, стоит запоминать не только сам предмет, но и контекст. Он приводит такой пример: люди частенько не могут найти ключи от машины, когда им нужно уже выходить. Поэтому нужно запоминать не только сами ключи, когда вы приходите домой, но и то место, куда вы их положили, чтобы с утра не бегать в панике и не терять времени.

Эксперт умалчивает об этом случае, но иногда для воспоминания полезно, чтобы предмет был не в согласии с контекстом, а в конфликте с ним. Подумайте, первый вопрос, который задают все киношные полицейские свидетелю, когда речь идет о преступлении: «Вы ничего необычного не замечали в этот день?» Другими словами, все ли было в контексте повседневности?

Сохранение информации

После того как картинка реальности прошла кодирование, она поступает во временное хранилище, которое называется кратковременной памятью. В нее помещается очень мало информации и остается там на протяжении 20 секунд, после 30 секунд след информации становится почти призрачным.

Но мы можем сформировать более объемные блоки информации в управляемые ячейки, чтобы они из кратковременной памяти перешли в долговременную, и запомнились. Например, рассмотрим набор букв:

  • Ф,С,Б, А,Б, В, Г,Д, Ф,Б,Р, Ц,Р,У.

Вы никогда не запомните их, если смотреть на них по отдельности, но если сформировать из них хорошо известные наборы букв со смыслом, то все изменится:

  • ФСБ;
  • АБВГД;
  • ФБР;
  • ЦРУ.

Другой эффективной методикой для запоминания информации является речевая поддержка. Когда мы громко и четко проговариваем заучиваемый материал. Правда, и здесь важна не столько громкость, сколько наличие определенных смысловых связей, которые позволяют запоминать материал. Именно поэтому понимание – бесценно, а зубрежка (даже вслух) – бессмысленна, то есть экзамен вы, может быть, сдадите, но информация не остается с вами надолго, потому что для вас она лишена смысла.

Долговременная память способна хранить как минимум 10 000 воспоминаний, согласно исследованиям 70-х годов.

Другой фактор сохранения информации в памяти – это укрепляем мы ее или нет. Самое верное средство – это сон. Поэтому учить ночью – не самая лучшая идея.

Воспроизведение или извлечение

Воспроизведение воспоминаний – это сложный вопрос, потому что нам нужно объединить разные объекты, людей, места в одно осмысленное событие.

Распространенным примером сложности извлечения данных из долговременной памяти может случить феномен, когда слово «верится на кончике языка». А еще бывает такое же состояние, но никак не вспоминается действие, которые мы хотели бы или должны были бы совершить.

Несмотря на то что сейчас много исследований о мозге и его областях, процесс извлечения информации из памяти все еще остается крайне загадочным. Кстати, в сущность мышления ученые тоже никак не могут проникнуть, даже зная его физиологическую основу.

Есть много факторов, которые влияют на качество воспроизведения информации, например стресс или головная боль.

Исследования показывают, что даже словесные формулировки могут влиять на извлечение воспоминаний. Так, людям показывали автокатастрофы и просили их вспомнить, с какой скоростью двигался автомобиль перед аварией. Выяснилось: если в вопросе использовались слова «разбиться» или «уничтожиться», то люди говорили о более высокой скорости, чем в случаях, когда использовались существительные «контакт» и «удар».

Явление совместного торможения и новые технологии

И есть еще один интересный феномен – совместное торможение, когда люди, работающие вместе, запоминают события хуже, чем те, кто работает в одиночку. Подобное даже наблюдается, когда одну и ту же группу опрашивают вместе, а потом по отдельности. Явление создает определенные трудности, например, при расследовании аварий или преступлений.

Но отчаивается не стоит, так как новые технологии – камеры и приложения для смартфонов – протягивают руку помощи человеку. Сейчас нет необходимости все запоминать в деталях и даже все видеть, достаточно просто записать на видео.

А что помогает вам лучше запомнить какую-то информацию?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание