Борьба со стереотипами: как разговаривать с детьми

Как современные родители смогут воспитать подрастающее поколение свободным от агрессивных этнических и гендерных стереотипов? К тому времени, как ребенок поступает в начальную школу, он уже успел сформировать представление о жизни по многим аспектам. Однако взрослые могли бы предотвратить многие предрассудки. Например, девочки уже в первом классе начинают отдавать пальму первенства мальчикам. Наше общество прочно навязало в сознании юных школьниц убеждение, что их одноклассники умнее, способнее и лучше разбираются в математике. Именно поэтому девочки выбирают себе творческие внешкольные занятия: танцы, пение и изобразительное искусство.

Этнические предрассудки

Если же говорить об этнических предрассудках, то российские дети считают своих ровесников - выходцев с Кавказа забияками и зачинщиками драк. Аналогичная картина наблюдается и в Америке, где белые школьники приписывают этническим африканцам повышенную агрессивность и злость. Такая картина формируется под влиянием общественного мнения, когда коренные горожане приписывают мигрантам стремление к совершению преступлений.

Стереотип

Стереотипы формируют поведение

Эти стереотипы являются не просто детскими убеждениями, они в полной мере формируют поведение малышей. Как мы уже говорили, шестилетние девочки не чувствуют в себе силы участвовать в мероприятиях, которые требуют применения ума, логического мышления и смекалки. Вероятно, убеждение, что мальчики более способны к точным наукам, и формируют долгосрочные гендерные различия по многим дисциплинам. Почему же дети в столь юном возрасте поддаются влиянию социальных стереотипов?

Проблема обобщения

Многие родители пытаются предотвратить развитие ранних стереотипов у детей, избегая в разговоре таких фраз, как «мальчикам легче дается математика» или «девочки не могут быть лидерами». Но даже если вы будете говорить о том, что «девочки могут выбирать любое занятие, лишь бы это им нравилось», вы не слишком измените ситуацию. Научное исследование в области когнитивной психологии показало, что даже такие безобидные и, казалось бы, позитивные утверждения взрослых могут иметь негативные последствия для ребенка.

В общении важна сама тема

Оказалось, что для детей младшего школьного возраста гораздо важнее тема разговора, чем сами слова. Таким образом, для малыша более важно не то, что вы произносите эти слова, а то, как вы говорите. Любые обобщения, даже если они являются положительными или нейтральными, сообщают о том, что вы выделяете этническую, расовую или гендерную принадлежность. Например, утверждения того, что «выходцы с Кавказа умеют строить дома», а «мусульмане едят другие продукты», сообщают ребенку о том, что на свете существуют другие нации и религии. В общем, вы не сказали ничего плохого, но ребенок твердо уяснил, что рядом с ним есть люди, которые чем-то отличаются от него. На самом деле слуховые обобщения начинают играть роль в жизни детей с самого раннего возраста.Общество

Эксперимент с двухлетними детьми

В этом когнитивном исследовании психологи предложили двухлетним детям категоризировать вымышленную группу людей, которая была названа «зарпиями». Если бы дети слышали замечания о конкретных лицах, мол, эти «зарпии» во время разговора шепчутся, то они воспринимали бы их как обычных людей. Ведь других отличий у вымышленной категории не имелось. Например, дети знали, что «зарпии» выглядят точно так же, как и остальные люди. Они не носят странную одежду и не имеют знаков отличия (рогов или хвостов) во внешности. Но когда дети слышали о «зарпиях» обобщенно, они начинали приписывать им сильные отличия от остальных членов сообщества. Таким образом, слуховое обобщение заставило малышей опасаться чужаков.

Слуховые обобщения навязывают детям стереотипы

В другом недавнем исследовании психологи обнаружили, что слуховые обобщения, не несущие отрицательной смысловой нагрузки, заставляют пятилетних детей жадничать. Так, малыши охотнее делились красочными наклейками с членами своей социальной группы. А вот чужаки удостаивались от них меньшей щедрости. Оба эти исследования показывают, что слуховые обобщения (даже положительные и нейтральные) имеют большое значение, когда речь идет о тенденции формирования взгляда на мир сквозь призму социальных предрассудков.

От социальных групп к отдельным лицам

На основе этих и других когнитивных экспериментов ученые выяснили, что дети уделяют большое внимание обобщениям, даже если не особо понимают их значения (опыт с «зарпиями»). Что же происходит, когда маленький ребенок краем уха слышит разговоры взрослых о мусульманах-террористах? Он понимает, что эта категория людей является потенциально опасной. В силу своего возраста, ребенок не станет смотреть на заслуги и достижения конкретного представителя мусульманской общины. А языковые особенности, которые мы используем в общении между собой, еще больше подчеркивают различия представителей разных этнических групп и религиозных конфессий.

Ребенок

Как бросить вызов стереотипам?

Есть очень простой способ реакции на обобщающие выводы детей. Если ваш трехлетний сын приходит однажды с улицы и говорит вам: «Мальчики играют на гитаре», - задайте малышу встречный вопрос. Спросите юного непоседу, где он видел гитариста? Рассказ о том, как сынишка видел во дворе мужчину, играющего на гитаре, заставит перенаправить его взгляд на одного человека, а не на всех мужчин. Если он видел одного незнакомца, играющего на гитаре, это не означает, что все остальные мужчины также обладают этими навыками. Приведите в пример собственного отца, который совсем не дружит с музыкальными инструментами. Покажите малышу записи с концертов женщин-гитаристок.

Этот прием подходит и к более деликатным обобщениям. Например, когда ребенок заявит, что «мусульмане носят смешные одежды». Иногда дети, заявляя нечто подобное, устраивают проверку. Они хотят удостовериться, несет ли подобное обобщение смысловую нагрузку. Попросите малыша рассказать, почему он сделал этот вывод. Вероятно, дело в конкретном инциденте, который заставил обратить внимание на особенности одежды обидчика.

Подбирайте слова более тщательно

Когда вы общаетесь с детьми, контролируйте собственную речь, не допуская расистских, ксенофобских и сексистских высказываний. Постарайтесь просеивать тот поток информации, который льется на ребенка извне. Помните о том, что дети развивают мировоззрение при помощи общения с родителями. А это значит, на ваши плечи ложится основная ответственность за формирование в сознании малыша устойчивых стереотипов. Помогите детям посмотреть на себя и на других членов общества как на индивидуальностей, которые вольны выбирать свой собственный путь. С помощью регулярных разговоров дети смогут развить убеждения, которые бросят вызов устоявшимся в обществе стереотипам.